Вопрос «Кто такой еврей?» звучит просто, но ответ на него довольно сложен.
Мы могли бы начать с базового этимологического подхода и сказать, что еврей — это потомок колена Иуды. В конце концов, само английское слово «jew» (или русское — иудей) происходит от имени Иуда. Или можно сказать, что еврей — это человек из Иудеи, географического региона, названного в честь того же колена.
Однако термин «еврейский народ» стал означать больше, чем просто одно колено или жителей одной местности. В библейские времена он стал синонимом евреев или израильтян, что включало потомков Авраама, Исаака и Иакова.
Устанавливая завет (Бытие 17:7), Бог обещал Аврааму, что сделает его потомков столь же многочисленными, как песок или звезды на небе. Он также обещал, что они станут народом священников и царей, и их родословная никогда не исчезнет.
Таким образом, еврейская преемственность представляется важнейшей частью Божьего плана для человечества. Завет Бога с Авраамом формирует основу еврейской идентичности и вечной связи еврейского народа с землей Израиля.
Значение евреев согласно Библии
С самого начала Библия ясно дает понять, что евреи были избранным народом Божьим. Господь призвал их следовать Его законам, поселиться на Его избранной земле и поклоняться Его имени. Он также хотел позже явить Себя миру через этот самый народ.
Псалмы подчеркивают важность еврейского народа и значимость их присутствия на земле Израиля.
Например, Псалом 121 призывает к благословениям и молитвам о мире для Иерусалима, знаменуя надежду на Мессию. Этот псалом также воплощает веру в то, что пришествие Мессии тесно связано с возвращением еврейского народа на свою исконную землю.
Пророки также говорили о дне, когда Мессия придет в Иерусалим — в город, процветающий еврейской жизнью. В некотором смысле, если бы еврейский народ не существовал сегодня, смогли бы мы понять Божьи обетования и Его план спасения?
Понимание исторического контекста еврейской идентичности обогащает наше понимание непрерывного существования и уникального наследия еврейского народа сегодня.
Еврейский народ в Библии и сегодня
На протяжении многих лет вопрос о том, что значит быть евреем, остается загадкой. Это этническая или религиозная принадлежность, или это культурное наследие?
В современную эпоху еврейский народ был насильно рассеян со своей земли и места поклонения. Святой Храм, который поддерживал их чувство принадлежности, был разрушен. Но Бог остался верен Своему избранному народу – единый истинный Бог, не ограниченный ни местом, ни временем.
Поистине чудо, что нация оставалась «еврейской» на протяжении веков. После того как римляне захватили еврейскую родину в первом веке, они изгнали евреев, которые затем расселились среди народов. Таким образом, в целом любой еврей сегодня является результатом того, что эти рассеянные люди сохранили свои верования, культуру, язык и даже свою связь с Иерусалимом и землей Израиля.
Наконец, когда в двадцатом веке было создано Государство Израиль, возникла новая надежда на восстановление единого еврейского народа. Это должно было вернуть весь современный народ Израиля на их исконную родину.
Но действительно ли евреи по всему миру были настолько похожи?
Глобальное сообщество еврейского народа
Когда мы говорим о разнообразии в Израиле, вы можете подумать об очевидном различии между евреями и арабами. Но, честно говоря, сами евреи так же разнообразны, как и народы, с которыми они жили бок о бок в прошлые годы.
В еврейской культуре есть шутливое выражение, которое гласит: «два еврея — три мнения». Или, может быть, вы слышали шутку о том, сколько синагог израильтяне построили в Египте, живя там? (Ответ: Как минимум, две. Потому что всегда должна быть одна, в которую вы — ни ногой.) У человека должны быть варианты!
Но дело не только в том, что евреи склонны не соглашаться друг с другом (как мы знаем еще из Книги Бытия). Века странствий и обучения в далеких землях сформировали народ с большим разнообразием мыслей.
Является ли еврейство этнической идентичностью?
Сегодня еврейский народ — как в Израиле, так и в диаспоре — это разнообразное и многогранное сообщество. Важно признать, что еврейская идентичность основана не только на религии, но и на исторических, культурных и родовых связях.
История еврейского народа восходит к началу 2-го тысячелетия до н.э. (более 4000 лет назад). Всё начиналось как одна большая семья. Однако по мере роста, на протяжении веков, еврейское население переживало возникновение диаспоры и рассеяние, что привело к возникновению различных культурных и этнических ветвей.
Европейские и ближневосточные евреи, безусловно, имеют свои географические и культурные различия. Тем не менее, обе группы разделяют общее наследие, восходящее к библейским временам.
Вот некоторые из основных этнических еврейских групп, которые можно увидеть в Израиле и во всем мире.
Являются ли евреи белыми?
На вопрос о том, можно ли считать еврейский народ белым или нет, нельзя ответить однозначно. И на то есть несколько причин. Во-первых, хотя большое число американских евреев действительно идентифицируют себя как белые, они подвергаются большему количеству преступлений на почве ненависти, чем любая другая этническая или религиозная группа в США.
В то же время невозможно поместить еврейский народ в одну этническую группу, независимо от того, говорим ли мы о тех, кто живет в Израиле, или о тех, кто находится в диаспоре.
После веков акклиматизации практически в каждой стране мира их черты также изменились. Ашкеназские евреи выглядят совершенно иначе, чем Бета Исраэль. А сефардские евреи весьма отличаются от бухарских евреев.
Эти названия кажутся вам незнакомыми? Позвольте объяснить.
Восток встречается с Западом
Ашкеназские евреи — одна из крупнейших и наиболее известных еврейских этнических групп. После диаспоры они возникли в Центральной и Восточной Европе. Ашкеназские евреи внесли значительный вклад в еврейскую культуру, литературу и науку на протяжении всей истории.
Сефардские евреи ведут свои пост-израильские корни с Иберийского полуострова (Испания и Португалия). Они были изгнаны с этих земель во время испанской инквизиции и поселились в различных странах Средиземноморья. Сефардские евреи имеют определенные культурные и религиозные традиции, которые отличают их от других еврейских групп.
Евреи-мизрахи — это еврейские общины, происходящие с Ближнего Востока, Северной Африки и частей Центральной Азии. Евреи-мизрахи имеют разнообразные культурные практики и внесли значительный вклад в еврейский мир.
Бета Исраэль (эфиопские евреи) — это уникальная еврейская община, укоренившаяся в Эфиопии, члены которой исторически сталкивались с проблемами в получении признания от других еврейских групп. В последние десятилетия многие эфиопские евреи иммигрировали в Израиль и другие страны.
Мы могли бы продолжить перечисление других групп, таких как бухарские евреи (из современного Узбекистана и Таджикистана) или евреи-романиоты (с корнями в Греции и на Балканах), но список был бы практически бесконечным.
Кто является евреем по современным израильским стандартам?
В Государстве Израиль, которое служит родиной для еврейского народа, определение еврейства имеет юридические последствия. Израильское правительство опирается на принцип «Галахи», который является еврейским религиозным законом, для определения еврейского статуса человека.
Согласно этому стандарту, человек считается евреем только если он родился от матери-еврейки или прошел действительное обращение в иудаизм. Этот подход также применяется при совершении алии (иммиграции в Израиль) и для других юридических целей.
Ашкеназские или сефардские евреи в Израиле
В Израиле важным аспектом еврейской жизни является принадлежность к одной из двух учительских традиций из вышеприведенного списка: ашкеназской или сефардской. Как мы только что упомянули, существует много других групп, но только эти две представлены на национальном уровне в Израиле. У каждой из них есть свой главный раввин.
На протяжении многих лет израильтяне пытаются преодолеть это разделение, используя аргумент: «Если у нас один президент, один премьер-министр, почему у нас два главных раввина?» Но нелегко отказаться от давней традиции, особенно когда ни одна из сторон не желает подчиниться другой.
Более религиозная, сефардская сторона давно обвиняет ашкеназских евреев в том, что они позволили Израилю стать светским государством. Поэтому теперь они горячо продвигают и защищают еврейский характер страны, даже в политике. Но можно задаться вопросом, что это значит.
Может ли кто-то просто взять и заявить, что он еврей?
Вопрос о том, может ли кто-то просто заявить, что он еврей, является сложным и спорным. Это может сильно зависеть от культурных, религиозных и правовых перспектив. Аналогично, различные еврейские общины и авторитеты имеют разные критерии для определения еврейской идентичности.
Но наиболее распространенный способ прослеживания еврейского происхождения — через материнскую кровную линию.
В традиционном еврейском законе (Галахе) человек считается евреем, если его мать еврейка, независимо от происхождения отца. Этот принцип широко принят среди ортодоксальных и консервативных еврейских общин.
Верующие в Иисуса евреи склонны рассматривать как материнскую, так и отцовскую линию. В Библии мы знаем от патриархов, что еврейское происхождение шло через отцовскую линию.
Обращение в иудаизм
Многие еврейские общины принимают людей, которые формально обратились в иудаизм через признанный процесс обращения. Это часто включает период изучения и принятие еврейских верований и практик, а также погружение в ритуальную баню (микву).
Требования к обращению могут различаться среди разных направлений иудаизма. Большинство мессианских евреев не поощряют обращение в иудаизм, как и апостол Павел (Галатам 2-3).
В некоторых более светских или культурных контекстах есть люди, которые идентифицируют себя как евреи без прямой семейной линии. Они делают это на основе культурного наследия, семейной истории или личной связи с еврейской культурой, традициями и ценностями.
Хотя такая самоидентификация имеет значение для человека, она обычно не признается еврейством ни по раввинским, ни по юридическим стандартам.
Кто является евреем согласно библейским стандартам?
В Библии еврейская идентичность была тесно связана с генеалогией и религиозным соблюдением. Человек считался евреем, если он был потомком древних израильтян, детей Авраама, Исаака и Иакова.
Кроме того, соблюдение еврейских законов, обычаев и традиций составляло важнейший аспект еврейской идентичности в библейском контексте. Благодаря этому, например, такой человек, как Руфь, которая была моавитянкой, могла присоединиться к Израилю.
Была ли Руфь еврейкой?
Руфь не только стала частью еврейской семьи благодаря своему мужу-еврею, но и сказала своей свекрови: «Твой Бог будет моим Богом» (Руфь 1:16). Таким образом, она и буквально «вошла» в еврейскую генеалогию, и придерживалась религиозного соблюдения.
Сегодня в религиозных контекстах в некоторой степени следуют этому примеру. Раввинистический иудаизм считает Руфь первой обращенной в иудаизм. Тем не менее, решения относительно еврейского статуса часто принимаются раввинами или религиозными авторитетами в рамках конкретных еврейских деноминаций, которые имеют свои собственные стандарты и критерии.
Еврей Иисус и Его последователи
Со всей этой современной борьбой вокруг темы о том, что значит быть евреем в Израиле, возникает еще один серьезный вопрос, вызывающий еще больше споров. А именно, был ли Иисус евреем? И как насчет Его последователей?
Простой ответ — да, Иисус родился в еврейской семье и был воспитан в еврейской традиции. То же самое можно сказать о Его учениках и первых последователях.
Тем не менее, ответ на этот вопрос становится сложнее, когда Евангелие распространилось в Иудее, Самарии и «до края земли». Теперь уже язычники, неевреи, начали поклоняться Богу Авраама, Исаака и Иакова. Апостол Павел говорит, что они были «привиты». Но если так — означает ли это, что они тоже стали евреями?
Ответ явно отрицательный. Даже Павел проводит различие между евреем и язычником. Он писал, что оба являются частью одного тела и пользуются одними и теми же обещаниями благословений (Еф 3:6). Тем не менее, он все же подчеркивал, как евреи и язычники играют разные роли в совершенном плане Бога (Рим 11:12,15).
Таким образом, евреи не перестают быть евреями, а язычники (коренные американцы, немцы, испанцы и т.д.) не становятся вдруг евреями. Они представляют народы, которые будут благословлены, как было обещано, через потомков Авраама (Быт 12:3).
От Книги Бытия до наших дней
Израиль сегодня остается таким же сложным, как и его народ — еще со времен, описанных в Книге Бытия. Но какими бы сложными они ни были, Бог знал это, когда решил заключить завет со Своим другом, Авраамом.
Бог знал, кем будут евреи — двенадцать сыновей Иакова, рабы в Египте, два царства Израиля и Иудеи. И да, также и еврейский народ в диаспоре и на земле Израиля сегодня. Он всегда знал это.
Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!