В преддверии своего 75-летия, которое Израиль будет праздновать всего через несколько недель, еврейское государство переживает, возможно, наибольший внутренний кризис с момента своего основания в 1948 году. Горячие национальные дебаты по поводу судебной реформы еженедельно с начала января выводят на улицы массы демонстрантов. Хотя новое правительство сначала надеялось, что протесты со временем утихнут, происходит совершенно противоположное. Протесты растут не только по количеству людей, но и по интенсивности.
Основные автомагистрали между Тель-Авивом и Иерусалимом блокировались несколько раз, что причиняло неудобство многим путешествующим. Что же касается более серьёзных вещей, сотни израильских солдат-резервистов, особенно в элитных подразделениях, таких как пилоты ВВС и офицеры разведки, всё чаще отказываются появляться на своих базах для ежегодного «милума» (резервной службы), который должен проходить каждый солдат в Израиле до 40 лет. Лидеры Хай-тек сферы здесь, в знаменитой стране стартапов, перевели сотни миллионов долларов со своих израильских счетов в иностранные банки. По словам некоторых банкиров, на данный момент из страны вывезено в общей сложности до 4 миллиардов долларов, отчасти в знак протеста, а отчасти из-за страха перед будущим экономики Израиля.
На этой неделе национальные беспорядки достигли опасной точки, потому что Гистадрут, национальный профсоюз израильских рабочих, призвал к массовым общенациональным забастовкам, чтобы остановить реформы судебной системы. В частности, аэропорт имени Бен-Гуриона, главный международный авиаузел Израиля, временно прекратил все полёты за границу. Кроме того, приостановил работу израильский дипломатический корпус по всему миру. Разговоры о «гражданской войне» раздаются с пугающей частотой. Без сомнения, это один из самых критических моментов в современной истории Израиля.
Что же поставлено на карту, что заставило такую большую часть этой нации пожертвовать своим временем и энергий, чтобы остановить то, что они считают «переворотом»? Эмоции действительно зашкаливают! Некоторые из наблюдающих за этим беспорядком, включая многих произраильских христиан, сводят протесты против реформы к простому противостоянию между либеральным светским Тель-Авивом и религиозным Иерусалимом, или между левыми и консерваторами. Другие слишком упрощают вопрос, называя проблемой премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Безусловно, все эти вопросы актуальны в контексте этой дискуссии, но нынешний кризис гораздо глубже.
Интересно, что подавляющее большинство израильтян в целом приветствовали взвешенные и основанные на здравом смысле юридические реформы. Юридические реформы поддерживает президент Ицхак Герцог, бывший бывший председатель Лейбористской партии левого толка, равно как и Яир Лапид, председатель Еш Атид, главной оппозиционной партии, начавшей протесты в январе. Даже предыдущее правительство Беннета-Лапида разрабатывало некоторые похожие юридические реформы и могло бы ввести их в действие, если бы сохранило большинство в Кнессете. Так откуда же тогда протесты?
Помимо обычной партийной политики и настроений против Биби (Нетаньяху), есть две основные причины, почему всё больше израильтян из всех слоёв общества, как светских, так и религиозных, появляются на протестах и призывают к реформам, основанным на более широком консенсусе. Даже внутри собственной партии Нетаньяху Ликуд слышно всё больше и больше голосов, призывающих к компромиссу.
Вопрос заключается в том, какой властью должен обладать Верховный Суд и как должны назначаться судьи суда. И здесь почти все согласны: у неизбираемых израильских судей слишком много власти над законами, даже над основными законами, принятыми демократически избранным Кнессетом. Они слишком глубоко вовлекаются в политические вопросы и назначаются большинством коллег-судей, а Кнессет в этом вопросе имеет лишь ограниченное право голоса. Теперь всё это должно измениться.
Тем не менее, большинство израильтян сейчас опасаются того, что предлагаемые в настоящее время юридические реформы будут раскачивать маятник власти из одной крайности в другую. Власть перейдёт от наиболее либеральных судей в руки самого религиозного, правого правительства, которое когда-либо было в Израиле. Если будут приняты основные юридические реформы, ограничивающие право судов пересматривать и отменять плохие законы, своей очереди ожидает вторая партия законов, которые вызывают серьёзные опасения в отношении религиозного принуждения. Могут появиться новые религиозные ограничения для иммиграции в Израиль и принудительные правила соблюдения Шаббата и кашрута. Женщинам может грозить тюремное заключение за оголённые локти на площади у Стены Плача. За определённые преступления может вернуться смертная казнь, а израильских врачей могут поощрять отдавать предпочтение евреям перед неевреями. И это не говоря уже об опасном антимиссионерском законе, который может стать причиной тюремного заключения верующих в Иисуса просто за то, что они делились своей верой. Слава Богу, многие из этих законов уже признаны несостоятельными, но они отражают взгляды нынешнего правительства.
Большой вопрос, стоящий перед всеми сторонами этого кризиса, заключается в том, как будет выглядеть будущее еврейского государства. Это правда, что большинство протестующих идентифицируют себя как сионисты. Это особенно верно для солдат элитных подразделений, отказывающихся от службы. Эти мужественные мужчины и женщины готовы отдать свои жизни ради выживания государства Израиль. Также большинство протестующих хотят, чтобы Израиль был еврейским государством, как это представлял себе Теодор Герцль. Домом для евреев из всего мира, которые ищут убежища. Местом, где быть евреем не стыдно, а почётно. Страной, где празднуются еврейские праздники и где на Йом Кипур более 80% израильтян добровольно постятся и ещё больше отказываются от вождения автомобилей.
Однако вопрос в том, насколько принудительным будет «еврейство», навязываемое государством его гражданам? Или сколько свободы будет у каждого отдельно взятого гражданина для выражения его собственного еврейства в повседневной жизни?
За последние десятилетия Израиль с невероятной ловкостью освоил этот баланс. С одной стороны, он предоставил максимальную свободу для выражения всем своим гражданам, и в то же время защищал право ультраортодоксального еврейского общества, например, на разделённые по половому признаку классы. Некоторые районы в Израиле закрыты для любого транспорта на Шаббат, в то время как в других частях страны вы можете найти в субботу оживлённые торговые центры, заполненные людьми и припаркованными автомобилями. Сегодня большинство израильтян, даже среди религиозных граждан, хотели бы сохранить эти личные свободы в Израиле. И здесь судьи Верховного Суда часто выступали модерирующим голосом, который гарантировал социологическое различие между ультраортодоксами и ультрасветскими.
Есть ещё один аспект этих дебатов, который волнует многих израильтян и, возможно, даже является ключевым вопросом — это демография. Ультраортодоксальная община в Израиле выросла с нескольких сотен приверженцев во время основания государства при Давиде Бен-Гурионе до примерно 14% всего населения Израиля почти 75 лет спустя. И будущая тенденция выглядит также. Сегодня 25% всех израильских первоклассников посещают харедимные (ультраортодоксальные) школы. Один из проницательных раввинов утверждает, что популярная речёвка на протестах против реформ «де-мо-кать-я» (демократия) скорее должна звучать как «де-мо-граф-я». Потому что есть опасения, что, если община харедим продолжит расти быстрее, чем все остальные, и судебные реформы будут приняты, как они есть, лицо Израиля изменится с либеральной еврейской демократии на религиозную теократию.
Факт в том, что израильская ультраортодоксальная община несёт только 2% национального налогового бремени, даже при том, что она потребляет 40% социальных льгот. Это при том, что дети ультраортодоксов освобождаются от службы в армии. Поэтому многие израильтяне возмущены тем, что харедим выставляют напоказ свой старый социальный договор, который требует, чтобы каждый израильтянин платил свою справедливую долю налогов и отправлял своих сыновей и дочерей в армию. Их также расстраивает, что политики-харедим обвиняют пилотов ВВС в «непатриотизме» за то, что те не являются на резервную службу. Чтобы было ясно, большинство израильтян уважают ультраортодоксальную общину как хранителей еврейских религиозных традиций, но они боятся, что юридические реформы дадут ультрарелигиозным право лишать их свобод и прав, за которые многие израильтяне сражались и погибали в бесчисленных войнах.
Учитывая вышеизложенное, один христианский лидер недавно спросил меня: «Разве не было бы замечательно, если бы весь Израиль был должен жить в соответствии с Божьими заповедями?» Я так не думаю! Наша собственная христианская история показывает, что набожные и благонамеренные лидеры не всегда становятся хорошими политиками. Пробуждение в Женеве, когда-то возглавляемое Жаном Кальвином, положило начало короткому, но славному периоду, когда Женеву называли «градом Божьим». Тем не менее, всё это закончилось драконовским правлением религиозных лидеров, когда поощряли детей шпионить за своими родителями и предавать их, если те согрешат. О подобных историях известно и из Флоренции в Италии при реформаторе Савонароле. А когда результатом реформации Мартина Лютера стало создание первого протестантского государства в Германии, это привело к убийству реформированной церковью Лютера десятков тысяч баптистов как «еретиков».
Хотя я убеждён, что эти средневековые примеры не повторятся в еврейском государстве, они учат нас тому, что чрезмерно религиозные лидеры часто берут верх над совестью нации. Надежда, которую дают нам еврейские и христианские Писания, заключается в том, что окончательная свобода, праведность и правосудие будут установлены Тем, Кто воссядет на престоле Давида и будет править Своим народом справедливо и праведно.
Израильские пророки дали миру то, что мы сегодня считаем правильным разделением государственной власти. В Исаии 33:22 пророк говорит: «Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасёт нас». Ранние реформаторы говорили, что только совершенный Бог может должным образом осуществлять все эти три полномочия: издавать законы (законодательная власть), судить (судебная власть) и служить Царём (исполнительная власть). Мы, люди, слишком грешны и испорчены для того, чтобы один человек мог иметь все три полномочия. И вот что сегодня поставлено на карту в Израиле.
Поэтому сегодня Израиль находится в критическом и сложном положении в преддверии своего 75-летия. Он нуждается в наших молитвах больше, чем когда-либо прежде, поскольку на этот раз действительно будет определяться будущее Израиля.
Как же нам молиться за Израиль в эти трудные дни?
- Молитесь за мудрость и благодать для политических и религиозных лидеров, необходимые для восстановления единства нации. Это критически важно, потому что сам Иисус говорил, что царство, разделившееся само в себе, не может устоять (Марка 3:24). Еврейская традиция говорит, что именно «синат ахим» — ненависть между братьями — привела к римскому изгнанию. Пожалуйста, молитесь по Псалму 132:1, который говорит: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!»
- Меня очень заинтриговал тот факт, что Аврааму было 75 лет, когда он, отец нашей веры, вошёл в Землю Обетованную (Бытие 12). Давайте молиться о том, чтобы на 75-й День рождения Израиля они вошли в своё духовное наследие как нация. Молитесь о том, чтобы посреди этого хаоса Израиль стал светом для народов. Давайте молиться о том, чтобы это трудное время привело Израиль к поиску Бога и Бог ответил излиянием Духа благодати и умиления на Израиль (Захария 12:10).
- Молитесь за премьер-министра Нетаньяху, чтобы Бог дал ему мудрость для управления этой страной в праведности и справедливости. «Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде» (Псалом 71:1-2). «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1).
- Молитесь о безопасности Израиля, поскольку некоторые его противники уже чувствуют уязвимость еврейского государства в условиях этих внутренних беспорядков. «Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Псалом 120:4).
Автор — Юрген Бюлер / icej.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Юрген Бюлер — президент Международного христианского посольства в Иерусалиме (International Christian Embassy Jerusalem, ICEJ).
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хотелось бы поправить автора, что десятки тысяч баптистов были убиты в Германии во времена Реформации не как еретики, а как бунтовщики, как революционеры, которые подстрекали крестьян к востаннию против светской власти. И не реформированная церквь Лютера их подвергла казни, а светские власти как нарушителей светских законов.
P.S. И что это за претенциозное название организации — Международное христианское посольство? Вы какую страну представляете и кто давал вам полномочия? Вы такое же христианское посольство, как католическая церковь вселенская. В Библии таких людей называют «лжеапостолами».