Мир Вам!
Как можно было родиться от воды и духа на основе Писания (старый Завет ): Не имея ещё нового Завета.
Но это должно было хорошо быть известно: 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:10) (Виталий)
Отвечает И. Русняк, мессианский учитель:
Виталий, мир Вам.
Очень рад, что Вы обращаете внимание на подобные вещи, которые в некоторых случаях могут оказаться очень важными. Относительно Вашего вопроса, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Известно, что на то время именно фарисеи вместе с саддукеями были духовными вождями и учителями еврейского народа. У фарисеев, к которым принадлежали также многие книжники, была целая система правил и ритуалов, которым они обучали народ и которые отражали их понимание, как угодить Богу. Однако фарисеи не были однородными в этом понимании и среди них существовало достаточное количество групп и течений. Примерами этому являются известные нам наиболее крупные на то время школы Шаммая и Гиллеля, которые внутри себя также не были однородными. Когда мы внимательно вчитаемся в Евангелия, то увидим, что Господь Иешуа к разным фарисеям обращался по-разному. Одних Он обличал, а другим Он открывал глубокие истины. Никодим, Иосиф из Аримафеи, книжник из эпизода Мр.12:28-34 как раз принадлежали к последним.
В частности, фарисеи, в отличие от саддукеев, считали, что с физической смертью жизнь человека не прекращается, и у них было понимание о воздаянии за дела, сделанные в этой жизни. В своих взглядах по этим вопросам фарисеи на то время опирались в основном на Писание (Ветхий Завет). Видимо, некоторые из них связывали жизнь после физической смерти с Царством Божьим. Писание, давая намеки на Царство Божье и пророчествуя о Царе-Мессии, также говорило о том, кто сможет войти в Царство Божье, в том числе давало намеки на сыновство Божье. Разбор этого вопроса — это отдельная и большая тема, и мы, естественно, здесь ее раскрывать не будем.
Как мы видим из отрывка Иоанн. 3 глава, для Никодима не возникает вопрос о Царстве Божьем как таковом. Также он не связывает спасение с земным царством Израиля, как считали многие другие. Никодима интересует вопрос — как попасть в Царство Божье. Поэтому Никодим, будучи книжником и учителем, посвятившем свою жизнь изучению Писания и обучению ему, получил на основании Писания откровение о Царстве Божьем. Он, видимо, должен был сделать следующий шаг — иметь откровение о том, кто может туда войти, и о роли Мессии в этом. Возможно, Иешуа ожидал от него более быстрого понимания откровения о рождении свыше. То, что Никодим все еще проявлял недопонимание или медлил с пониманием после того, как Иешуа ясно и однозначно сформулировал важнейшие принципы Иоанн.3:5-6 и прокомментировал их, видимо, и вызвало реплику Иешуа, Иоанн.3:10. А поскольку эта реплика попала в канон Писания, то она адресована также всем, кто будет ее читать (ср. Лук.24:25).
С уважением, И. Русняк
Последнее: 01.01. Спасибо!
Согласен с Андреем. Человек в своей статье не ответил на заданный вопрос.
Как и в случае с любым отдельным стихом или отрывком, мы определяем, чему он учит, сначала профильтровав его через то, что, как нам известно, учат по этому поводу остальные части Библии. В случае крещения и спасения Библия определенно говорит, что спасение обретается по благодати через веру в Иисуса Христа, а не делами любого рода, в том числе и крещением (Ефесянам 2:8–9). Таким образом, любое толкование, утверждающее, что крещение или любое другое действие необходимо для спасения, является неверным. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, прочитайте нашу статью «Возможно ли спасение только через веру, или через веру и дела?».
В Евангелии от Иоанна 3:3–7 написано: «Иисус сказал ему в ответ: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!» «Как может взрослый человек вновь родиться? – говорит Ему Никодим. – Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз». Иисус ответил: "Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: «Вам надо родиться свыше»».
При рассмотрении этого отрывка в первую очередь важно отметить, что нигде в контексте даже не упоминается о крещении. Хотя крещение упоминается далее в этой главе (3:22–30), это относится к совершенно другому месту (к Иудее вместо Иерусалима) и в отличное от беседы с Никодимом время. Это не значит, что Никодим не был знаком с крещением, как иудейской практикой крещения язычников, так и служением Иоанна Крестителя. Тем не менее, чтение этих стихов в контексте не дает каких-либо оснований предполагать, что Иисус говорил о крещении, если не читать этот отрывок предвзято. Утверждение, что крещение автоматически подразумевается в этом стихе просто потому, что в нем упоминается «вода», является необоснованным.
Те, кто считает крещение необходимым для спасения, в качестве доказательства указывают на фразу «родиться от воды». Как один человек выразился: «Иисус описывает это и прямо говорит ему как – через рождение от воды и Духа. Это прекрасное описание крещения! Иисус не мог дать более подробного и точного объяснения крещения». Тем не менее, если бы Иисус на самом деле хотел сказать, что человек должен креститься, чтобы спастись, то Он мог бы прямо заявить: «Говорю тебе истинную правду, только тот, кто крестился и родился от Духа, может войти в Царство Бога!». Кроме того, если бы Иисус сделал такое заявление, Он бы противоречил многим другим отрывкам из Библии, которые дают понять, что спасение обретается через веру (Иоанна 3:16; 3:36; Ефесянам 2:8–9; Титу 3:5).
Мы также не должны упускать из виду тот факт, что когда Иисус говорил Никодиму, таинство христианского крещения еще не вступило в силу. Эта непоследовательность в толковании Писания становится очевидной, когда тех, кто верит, что крещение необходимо для спасения, спрашивают, почему разбойнику на кресте не нужно было креститься, чтобы спастись. Обычно на этот вопрос они отвечают: «Разбойник на кресте был еще в Ветхом Завете и, следовательно, он не подпадает под это крещение. Он был спасен, как и любой другой в Ветхом Завете». Таким образом, по сути, те же люди, которые говорят, что вор не должен был креститься, потому что он был «в Ветхом Завете», используют слова в Иоанна 3:5 как «доказательство» необходимости крещения для спасения. Они настаивают на том, что Иисус говорил Никодиму, что он должен креститься, чтобы спастись, хотя он тоже был еще в Ветхом Завете. Если разбойник на кресте был спасен без крещения (потому что находился в Ветхом Завете), то почему Иисус сказал Никодиму (который также находился в Ветхом Завете), что ему нужно креститься?
Если же «родиться от воды и Духа» не относится к крещению, тогда что это значит? Существуют две традиционные интерпретации этой фразы. Первое, что «рождение от воды» использовалось Иисусом для обозначения естественного рождения («вода» подразумевала амниотическую жидкость, окружающую ребенка в утробе матери), и что рождение от Духа указывает на духовное рождение. Хотя это, конечно, является возможным толкованием фразы «родиться от воды», и, похоже, соответствует контексту вопроса Никодима о том, как человек может родиться, «когда он взрослый», – это не самое лучшее толкование, учитывая контекст данного отрывка. В конце концов, Иисус говорил не о разнице между естественным и духовным рождением. Он объяснял Никодиму его потребность «родиться свыше» или «родиться заново».
Второе общепринятое толкование этого отрывка, которое лучше всего соответствует общему контексту не только этого текста, но и Библии в целом, заключается в том, что фраза «родиться от воды и Духа» описывает различные аспекты одного и того же духовного рождения или того, что значит быть «рожденным свыше» или «рожденным заново». Таким образом, когда Иисус сказал Никодиму, что тот должен «родиться от воды и Духа», Он не имел в виду буквальную воду (будь то крещение или амниотическая жидкость в утробе матери), а необходимость духовного очищения и обновления. В Ветхом Завете (Псалом 51:2, 7; Иезекииля 36:25), как и в Новом (Иоанна 13:10; 15:3; 1 Коринфянам 6:11; Евреям 10:22), вода часто используется в переносном смысле как духовное очищение или возрождение, осуществляемое Святым Духом через Слово Божье в момент спасения (Ефесянам 5:26; Титу 3:5).
В «Комментариях к Новому Завету» Баркли это понятие описывается следующим образом: «В этом заключены две мысли. Вода – символ очищения. Когда Иисус овладевает нашей жизнью, когда мы любим Его всем сердцем, грехи прошлого прощены и забыты. Дух – символ силы. Когда Иисус овладевает нашей жизнью, то не только прощаются и забываются грехи наши. Если бы это было все, мы могли бы продолжать делать те же грехи, но в жизнь нашу приходит сила, которая дает нам возможность быть тем, чем мы никогда не смогли бы стать своими силами, и делать то, что мы своими силами никогда не смогли бы делать. Вода и Дух символизируют очищающую и укрепляющую силу Христа, которая стирает прошлое и дает победу в будущем».
Таким образом, «вода», упомянутая в этом стихе, не является буквальной физической водой, а, скорее, «живой водой», которую Иисус обещал женщине у колодца в Иоанна 4:10 и людям в Иерусалиме в Иоанна 7:37–39. Это – внутреннее очищение и обновление, производимое Святым Духом, которое дает духовную жизнь мертвому грешнику (Иезекииля 36:25–27; Титу 3:5). Иисус подтверждает эту истину в Иоанна 3:7, повторяя, что человек должен родиться свыше и что это обновление жизни может быть произведено лишь Святым Духом (Иоанна 3:8).
Есть несколько причин, по которым это является правильным толкованием фразы «родиться от воды и Духа». Прежде всего, следует отметить, что греческое слово, переведенное как «вновь», имеет два возможных значения. Первое – «еще раз», а второе «свыше». Никодим видимо подумал о первом значении «вновь» и посчитал эту идею непонятной. Именно поэтому он не мог понять, как взрослый человек может повторно войти в утробу матери и родиться заново физически. Таким образом, Иисус повторяет только что сказанное иными словами, объясняя, что Он имел в виду под «родиться свыше». Иными словами, «родиться свыше» и «родиться от воды и Духа» являются двумя вариантами одного и того же понятия.
Во-вторых, важно отметить, что греческая грамматика в этом стихе, по всей видимости, указывает что «родиться от воды» и «родиться от Духа» являются одним элементом, а не двумя. Таким образом, тут говорится не о двух отдельных видах рождения, как Никодим неправильно понял, но об одном рождении, а именно «рождении свыше» или духовном рождении, которое необходимо для всех, чтобы «увидеть Царство Бога». Необходимость для человека быть «рожденным свыше» или испытать духовное рождение является столь важной, что Иисус трижды говорит Никодиму о ней в этом отрывке из Писания (Иоанна 3:3, 5, 7).
В-третьих, вода часто используется в Библии символически в отношении работы Святого Духа в освящении верующих, которых Бог омывает и очищает их сердце или душу. Во многих местах в Ветхом и Новом Заветах работа Святого Духа сравнивается с водой (Исаии 44:3; Иоанна 7:38–39).
Иисус упрекает Никодима в Иоанна 3:10, спрашивая: «Ты – учитель Израиля и не знаешь таких вещей?». Это означает, что Никодим должен был знать и понимать из Ветхого Завета то, что Иисус сказал ему. Что же Никодим как учитель Ветхого Завета должен был знать и понимать? Это то, что Бог пообещал в Ветхом Завете: «Я окроплю вас водой очищения, чтобы вы очистились от своей скверны. От всех идолов ваших Я очищу вас. И Я дам вам новое сердце, новый дух вложу в вас. Я вырву из вашей груди сердце каменное и вложу сердце из живой плоти. Мой дух Я вложу в вас и сделаю так, чтобы вы жили по Моим законам, строго соблюдали Мои предписания и исполняли их» (Иезекииля 36:25–27). Иисус упрекнул Никодима, потому что тот не смог вспомнить и понять один из ключевых отрывков Старого Завета, относящийся к Новому Завету (Иеремии 31:33). Никодим должен был ожидать этого. Почему бы Иисус упрекал Никодима в непонимании крещения, учитывая тот факт, что оно нигде не упоминается в Ветхом Завете?
Хотя этот стих и не учит, что крещение необходимо для спасения, мы не должны пренебрегать его важностью. Крещение является знаком или символом того, что происходит, когда человек рождается вновь. Важность крещения не следует преувеличивать или сводить к минимуму. Тем не менее, оно не спасает нас. Нас спасает очистительная работа Святого Духа, когда мы рождаемся вновь и возобновляемся с Его помощью (Титу 3:5).
следует добавить — Автор этого текста — Библейский исследователь и автор комментариев Дэвид Гуйк.
простите опечатался — David Guzik
Рождения свыше не было и не могло быть во времена ветхого завета. И даже частично нового, т.е. до времени смерти и воскресения Мессии Иешуа. В ветхозаветную эпоху Дух Святой мог только пребывать с людьми, быть на них, пусть и постоянно, как в случае с царем Давидом. Но только после смерти и воскресения Мессии Дух Божий поселился в нас, мы стали храмами Божьими.
Т.о. разговор Иешуа с Никодимом происходил еще в ветхом завете. Но что тогда означают слова Господа? Господь говорит Никодиму о будущем, чтобы тот впоследствии вспомнил, как Он нередко говорил апостолам:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26).
Что касается выражения «родиться от воды», считаю, что это говорится не столько о крещении, а о покаянии, о смерти нашего ветхого человека:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3).
Это решение оставить прежнюю греховную жизнь, т.е. наша вера должна быть активной. Только после этого первого необходимого этапа («рождение от воды») наступает второй — рождение от Духа. Необходимо отметить, что обряд крещения не является абсолютным условием спасение. Верующий может быть спасен и не будучи крещенным. Согласен, что случай с разбойником на кресте здесь не подходит, т.к. это был еще ветхий завет. Но Писание содержит пример и из нового завета:
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян.10:44-48).
Если разобрать данный отрывок, то получается следующее. Верующие из обрезанных услышали, что язычники получили один из даров Святого Духа (говорение на языках). Это им несомненно говорило о том, что они родились свыше («получили Святаго Духа»). А это нам несомненно говорит о том, что они были спасены. И только после они были крещены.
Здесь необходимо отметить, что, с одной стороны, нам ни в коем случае нельзя недооценивать обряд крещения, но с другой стороны, как сакраменталисты, переоценивать. Последнее может проявляться в двух формах: без крещения нет спасения, крещен — значит спасен.