Соблюдение Закона и законничество: в чём разница?

Соблюдение Закона и законничество: в чём разница?

Как мы выяснили в предыдущей статье (см. «Ритуальные заповеди или закон любви»), никакие ритуальные ограничения, которые отделяли иудеев от язычников и делали безоговорочно всех неевреев автоматически нечистыми, больше не действуют. Что же касается закона, действующего в новом завете, отныне акцент переносится с ритуальной части на духовно-нравственную. И в этой духовно-нравственной части многие заповеди Торы сохраняются, но, с одной стороны, они углубляются, и даже ужесточаются, а с другой стороны, их действие максимально расширяется на все возможные категории верующих. Потому что в новом завете закон в своих основных положениях одинаково относится и к евреям, и к представителям всех других народов.

В современной церкви можно встретить определённые течения, в которых люди пытаются соблюдать часть ритуальных заповедей Торы, делая на этом особый акцент и утверждая, что таким образом они восстанавливают библейские истины. Более того, некоторые настаивают на соблюдении правил, введённых людьми, отказавшимися от Мессии, то есть ортодоксальными раввинами. Но такое законничество — это путь к усиливающейся гордости и разделению между людьми, а никак не к единству и любви, скорее наоборот, к презрению и выискиванию, кто что не так съел.

По сути, тайная цель законничества, то есть того закона, который не является на данное время законом Божьим, — это возвыситься над теми, кто его не исполняет. «Если я буду соблюдать эти ритуальные постановления, то я буду более духовным, а значит, я буду ближе к Богу, чем те, которые этого не делают». И это же является следствием законничества: как только человек в это законничество входит, как только он в него погружается, как только для него оно становится важной частью его жизни (а у законничества есть такая тенденция — становиться важной частью жизни, оно постепенно поднимается и выходит на первое место), когда это происходит, человек начинает превозноситься, гордиться и «законно» считать себя более духовным, более святым, чем остальные.

Если мы посмотрим на опасности законничества в контексте современной культуры и взаимоотношений между верующими, то мы увидим ту же ситуацию, с которой столкнулась община в Иерусалиме и которая описана в 15 главе книги Деяний. Это законничество разделяло общину. Оно давало почву для гордости и превозношения одних над другими, для лицеприятия. Но, как признал апостол Пётр, а с его слов — и вся община, у Бога нет лицеприятия. Мы читаем следующие слова о таких иудеях, уверовавших в Иешуа:

«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5).

Но есть ещё одна крайне серьёзная опасность. Суть её в том, чтобы путь спасения по благодати дополнить, доукомплектовать вот такими ритуальными постановлениями заповедей, как будто благодати по вере в Иешуа Мессию недостаточно. Эта опасность отойти от принципа спасения только по вере, — это то, о чём говорил апостол Павел во 2 главе Послания к Галатам.

В отличие от этого, когда речь идёт о Божьем Законе, если человек на самом деле его исполняет, он помнит, что только благодать, только Дух Божий, только жертва и жизнь Иешуа дали ему эту силу и власть, эту способность исполнить Закон. Он помнит, что ему нечем гордиться, не над кем возвышаться. И он понимает, что если он что делает, то делает только то, что каждый без исключения нормальный Божий ребёнок призван делать. Здесь совершенно другой подход.

Что же делает собор в Иерусалиме, описанный в Деяниях 15? Они утверждают библейские принципы, библейские пути спасения и принципы взаимоотношения между верующими. И пока Божья община, Божья экклесия в течение первого и в начале второго века придерживалась этих библейских принципов, она была едина. Но потом, начиная со 2 века, особенно с увеличением числа уверовавших язычников, церковь начала отрываться от еврейских корней, от этого библейского единства, в основе которого лежат две заповеди: «Возлюби Господа и возлюби ближнего». И так церковь стала открываться для поражения, в том числе от такого законничества, в результате которого появились другие представления о путях спасения, отличных от единого пути благодати по вере в Иешуа Мессию.

В отношении Закона очень важно понимать, что Божий Закон исходит из любви Бога к людям. Божий закон ведёт к тому, что люди, которые принимают его так, как он дан, и для того, для чего он дан, они принимают его по благодати, они пускают его в своё сердце, они проверяют его по Слову, и он становится для них направляющим и защищающим всё на том же пути Авраама. Это путь восхождения, возрастания, это путь, которым мы проходим эту земную жизнь и в конце должны войти в Небесный Иерушалайм.

Борис Грисенко, старший раввин КЕМО, и Игорь Русняк, директор Мессианской библейской школы КЕМО / kemokiev.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!