Является ли Земля Израиля все еще духовно значимой?

Является ли Земля Израиля все еще духовно значимой?

Мы все можем согласиться с тем, что земля, известная сначала как Ханаан (Быт. 11:31), а затем как Израиль (1 Цар. 13:19), была духовно значимой во времена Ветхого Завета. В Бытие 12:7 Бог обещает дать Ханаан потомству Авраама, делая его неотъемлемой частью Божьего плана спасения. Когда израильтяне завоевали эту землю, сам Бог поселился в ней (1 Царств 8:10-13), и она стала местом истинного поклонения (Втор. 12:4-6). Более того, земля служила своего рода духовной лакмусовой бумажкой, показывающей, были ли израильтяне верны Богу или нет. Если израильтяне жили непокорно, земля сама изгоняла их (Лев. 20:22); если же они были послушны, то оставались в земле (Втор. 28:11).

Все это показывает, что земля Израиля была священной в эпоху Ветхого Завета. Но как насчет сегодня? Теперь, когда мы живем по новому завету, Богу поклоняются «не на горе сей и не в Иерусалиме… но… в духе и истине» (Иоанна 4:21-23), что означает, что одобренное Богом поклонение больше не привязано к одному определенному месту. Должны ли мы сделать вывод, что земля Израиля потеряла всякое духовное значение?

Существует три аспекта, по которым земля Израиля остается духовно значимой сегодня.

1. Земля Израиля помогает нам понимать и верить в Слово

Представьте, что в конце первого века в результате необычного геологического события вся земля к западу от Аравийской пустыни, к югу от Ливана и к северу от Синайского полуострова погрузилась в Средиземное море, тем самым уничтожив Израиль. В этой альтернативной реальности мы бы потеряли наблюдаемые детали, которые часто помогают нам понять Библию. Например, из наблюдений мы знаем, что молиться о том, чтобы Бог восстановил вашу судьбу «как потоки в Негеве» (Пс. 125:4), значит молиться о необычайно быстром приливе божественного благословения для изменения ваших обстоятельств.

Кроме того, земля Израиля — сама почва — служит хранилищем артефактов, связанных с Библией. Археологические находки могут укрепить нашу веру в Божье Слово, подтверждая библейскую версию событий. Древние рукописи, такие как свитки Мертвого моря, также были найдены в этой земле, подтверждая достоверность существующих библейских текстов и проливая свет на те относительно немногие случаи, когда существует неопределенность в отношении оригинального текста. Год за годом земля приносит новые и захватывающие открытия. Это делает саму землю тем, что питает нашу веру в Божье Слово.

2. Земля Израиля — это Божий «образец» для нового творения

Аврааму было сказано, что он и его потомство унаследуют Ханаан (Быт. 13:15). Но ему также было сказано, что земля все еще будет принадлежать аморреям во время его смерти и в течение многих веков после нее (Быт. 15:13-16; см. также Деян. 7:5). Авраам сложил два и два. Он понимал, что получит землю только после смерти (Евр. 11:13).

Поскольку Бог пригласил Авраама поразмышлять о земле, которая будет принадлежать ему (Быт. 13:17), мы должны заключить, что Ханаан бронзового века был значимым подобием вечного наследия Авраама. Бог представлял Ханаан Аврааму как своего рода дегустационный образец того, что придет к нему, подобно маленькой ложке мороженого, предлагаемой покупателям в кафе-мороженом. Это актуально и сегодня.

Во-первых, примечательно, что Бог использует землю как подобие будущего наследства Авраама. Бог хотел, чтобы Авраам смотрел на землю, а не на небо. Для новых христиан (и некоторых старых) часто бывает неожиданностью, что мы будем вечно жить на земле, а не на небесах. Бытие 13:17 можно поставить в один ряд с другими стихами, указывающими на земной характер вечной жизни (например, Матф. 5:5; Рим. 8:19-23; Откр. 21:1-3).

Во-вторых, также примечательно, что Бог использует Ханаан как подобие наследства Авраама. Бог знал, что Авраам унаследует весь мир (Рим. 4:13), и все же Он выделил Ханаан для осмотра Авраамом. Это говорит о том, что Ханаан из всех земель был наилучшим возможным представлением будущего наследства Авраама.

Этот вывод подтверждается описаниями Ханаана/Израиля, встречающимися в других местах Библии. О нем говорится, что это «земля добрая, земля ручьев водных, фонтанов и источников, текущих по долинам и холмам, земля пшеницы и ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатов, земля маслин и меда, земля, в которой вы будете есть хлеб без скудости, в которой у вас не будет недостатка ни в чем, земля, камни которой — железо, и из холмов которой можно выкапывать медь» (Втор. 8:7-9); «желанная земля, прекраснейший удел всех народов» (Иер. 3:19); и «приятная земля» (Зах. 7:14).

Возможно, излишне романтично думать, что нынешняя земля Израиля все еще служит лучшим образцом нашего будущего места обитания. Упадок природного мира, кажется, увеличивается с течением времени (Быт. 47:9). И все же факт остается фактом: ни одна другая земля не описана в Библии как «прекраснейшее наследие всех народов». Нигде, кроме Израиля, не может быть такого библейского обоснования, чтобы претендовать на вкус грядущего мира.

3. Земля Израиля является домом для избранного Божьего народа — евреев

В Новом Завете Божий избранный народ — это, прежде всего, все те, кто, будь то еврей или язычник, доверился Иисусу. Петр пишет, исходя из этого понимания избранности, когда говорит христианам из Малой Азии, в основном язычникам: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди в собственное владение» (1 Пет. 2:9). Используя терминологию, ранее зарезервированную для Израиля (см. Исх. 19:5-6), Петр показывает, что избранность теперь предлагается всем группам людей через веру в Иисуса.

Но это не последнее слово Нового Завета об избранности. В Римлянам 11:28, стихе о неверующих этнических израильтянах, Павел говорит: «Что касается избрания, то они возлюблены ради праотцев своих». Слово, переведенное как «избрание», происходит от того же корня, что и слово, переведенное как «избранный» в других местах Нового Завета. Таким образом, если мы не будем применять ножницы к Писанию, мы должны сказать, что этнические израильтяне (другими словами, евреи) по-прежнему являются избранным Божьим народом, признавая при этом, что их избранность не спасает никого без веры в Мессию Иисуса.

Постоянная избранность еврейского народа придает земле постоянное духовное значение. Если бы Бог отверг евреев, было бы теологически обоснованно ожидать, что Он навсегда отнимет у них землю, как Он сделал это с Едомом (Мал. 1:4). Но поскольку Бог не отверг их, то богословски разумно — или даже необходимо — верить, что земля, данная им Богом, все еще остается их наследством. Именно эта библейская логика позволила Роберту Мюррею Макчейну с поразительной прозорливостью предвидеть в 1839 году, что Бог непременно вернет еврейский народ на его древнюю родину.

Аргумент, приведенный в предыдущем абзаце, не является общепризнанным среди евангельских христиан. Например, О. Палмер Робертсон в своей книге «Израиль Божий» учит, что земля относится к той же теневой категории, что и жертвоприношения животных, и точно так же, как жертвенная система стала ненужной, земля перестала выполнять функцию наследства. Однако, в то время как жертвоприношения животных явно аннулированы в Писании (Евр. 10:18) — потому что именно искупительная смерть Иисуса платит наказание за грех, — в отношении земли такого аннулирования нет. Ее роль в поклонении изменилась, а роль родины — нет.

Рассмотрим следующие два утверждения, сделанные апостолом Павлом:

Бог народа сего Израиля избрал отцов наших... И, истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им землю их в наследие. (Деяния 13:17, 19)

Дары и призвание Божьи неотменимы (Рим. 11:29).

В первом утверждении Павел-иудей отождествляет себя со своей неверующей еврейской аудиторией («отцы наши») и говорит о Ханаане как о наследстве, данном Богом. Во втором высказывании, которое явно относится к неверующим евреям (см. предыдущий стих, Рим. 11:28), Павел говорит, что Божьи дары безвозвратны. Взятые вместе, эти утверждения делают очень трудным аргумент, что Ханаан/Израиль больше не является наследством еврейского народа в глазах Бога. Любой, кто приводит такие доводы, должен был бы утверждать, что еврей-христианин не прав, когда молится: «Спасибо, Отец, что восстановил Твой народ в нашем наследстве». Но где же богословская ошибка в этой молитве ?

На протяжении большей части последних 2000 лет лишь незначительная часть еврейского народа оставалась на земле Израиля. Рассеяние евреев из земли можно считать вторым изгнанием, которое произошло в результате их массового отказа принять Иисуса как Мессию (Луки 13:34-35; 19:41-44). Но в конце 19-го и начале 20-го веков большие волны еврейской иммиграции привели к созданию государства Израиль 14 мая 1948 года. Для тех, кто верит, что Бог безвозвратно отдал эту землю этническому Израилю, как, например, большинство евреев-христиан, эта дата говорит о Божьем хеседе — Его неизменной любви к еврейскому народу. Но важно признать, что многие палестинские христиане считают создание государства Израиль своей Накбой — своей катастрофой. В Теле Христовом мы можем и должны радоваться вместе с теми, кто радуется, и плакать вместе с теми, кто плачет (Рим. 12:15).

Нас не должно удивлять, что земля Израиля имеет особое значение в глазах Бога, потому что это место, где Он Сам, в лице Своего Сына, родился, жил, умер и воскрес. Его отношения с землей показывают Его характер и Его силу. У нас есть Бог, которому небезразличны границы, природные ресурсы, топографические особенности, захороненные артефакты, миграция людей, геополитические события и выполненные обещания.

автор — Бернард Говард / thegospelcoalition.org / hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!