На пасторском ретрите мы пообщались с Андреем Шмайцером, раввином Мессианского Центра «Алия», г. Днепр. Поговорили о последней поездке Андрея в Израиль, о текущих настроениях израильтян, о духовных параллелях и уроках войны в Украине и Израиле, а также о Пробуждении и том, чего нам ждать дальше.
– Андрей, ты уже десятки раз бывал в Израиле, и в этом году тебе довелось снова его посетить. По времени это совпало с периодом осенних библейских праздников и годовщиной событий 7 октября. Прошёл фактически год войны в Израиле. Каковы были твои ощущения? Поменялось ли что-то в стране, в людях со времени твоего последнего посещения?
– Конечно, мы понимали, что летим из войны в войну. И народу в аэропорту Бен-Гурион, казалось, было меньше, чем раньше, но уже выйдя из аэропорта мы увидели всё то же движение — люди прилетают и улетают, шумная и кричащая молодежь с чемоданами — в общем, классический израильский балаган :) То есть, если ты знаешь, что страна находится в войне, то у тебя есть какие-то внутренние соответствующие переживания. А если этого не знать, то ничего, с виду, особо не поменялось.
– У вас в Израиле есть две дочерние мессианские общины — в Нетании и Ашдоде. Затронули ли военные события непосредственно кого-то из братьев и сестер? Может быть, кто-то из ребят пошёл служить в ЦАХАЛ, или пострадал от обстрелов и т.д.
– Насколько я знаю, напрямую — нет. Наверняка кто-то ходил на резервистские сборы, и понятно, что эти события так или иначе касаются каждой израильской семьи.
– А какие мысли и переживания у членов ваших общин в Израиле? На что они надеются, чего ждут?
– Ну, все, конечно, надеются на победу. На то, что всё это закончится, что на юге страны будет наведен порядок, и на севере будет создана безопасная буферная зона. Военные действия длятся уже больше года — никогда еще до этого Израиль так долго не вел войну, несмотря на значительно превосходящие силы противника в предыдущих случаях. Но время поменялось, и вышло так, что и Хамас, и Хезболла набрали силу, накопили вооружение — сегодня это уже другая война.
Люди, в целом, подустали уже от войны, особенно на севере Израиля — от регулярных обстрелов. Всегда было наоборот — на юге было чаще и громче, а теперь там более спокойно.
Но жизнь продолжается. Мы же приехали, в том числе, на хупу дочери ребе Андрея Фарбера из Нетании. И их дети — они уже израильтяне, с израильским мышлением, и даже посреди войны заключают браки, продолжают служить Богу — в общем, жизнь течёт своим чередом.
– Это радостное событие — создалась новая еврейская мессианская семья! Мазл тов!
– Да, я вёл хупу, и свадьба кстати была немаленькая — около 150 человек. Там были и родные, и друзья, и коллеги-израильтяне неверующие. Конечно, 150 человек для Израиля — это еще ничего, там бывают и по 500-700 человек свадьбы. И я всем рассказывал, что «меня это так впечатлило, у меня столько восторга, я ведь впервые провожу хупу в Израиле» — а потом на следующий день я вспомнил, что я уже в прошлом году проводил хупу в Ашдоде :) Правда, тогда это были наши ребята-беженцы из Украины, а эта пара — это уже наши мессианские израильтяне, с гражданством. И такое у меня всё же было именно в первый раз. Плюс я еще немножко волновался из-за произношения благословений на иврите, как это прозвучит...
– С днепровским акцентом :)
– Именно! Поэтому я немного разделил эту часть с другими раввинами, чтобы проколов было меньше ;)
– Здорово! За месяц пребывания в Израиле ты наверняка общался со многими местными жителями из разных частей страны. Скажи, отмечается ли возросший голод по Евангелию? Начали ли израильтяне посреди войны больше задаваться вопросами веры и истины?
– В такое время в любом случае открывается возможность для проповеди Евангелия, и люди больше ищут Бога. Понятно, что в Израиле у этого есть свой оттенок, но это действительно шанс для мессианских общин — шанс послужить людям как духовно, так и душевно. У людей много страхов, люди боятся обстрелов. Мы, кстати, попали под обстрел в Кармиэле, на севере, когда были в магазине. И в убежище забежали все, кто там были — и арабы, и евреи. Все боятся. Поэтому это шанс для общин.
Особенно это было видно в первое время — у людей был эмоциональный шок, стресс. Ведь подобного не было долгие годы, да и вообще такого, как сейчас, попросту еще не было в истории Израиля. Со временем всё это немного улеглось, притупилось — так же, собственно, как и в Украине.
Вообще, конечно, война в Израиле ощущается немного иначе, чем в Украине. Во-первых, боевые действия не идут на территории Израиля, в отличие от Украины. Во-вторых, чувство защищенности — оно там всё-таки немножко больше, хотя сама страна маленькая, и те же ракеты долетают очень быстро. Если ты находишься на севере страны, и запускают ракету с территории Ливана, то у тебя есть буквально 30 секунд, максимум одна минута на то, чтобы добежать в убежище или хотя бы занять более безопасное положение.
– Война в Израиля длится более года, а в Украине — уже почти три года. Увидев своими глазами Израиль в военное время — и, конечно, живя в Днепре и постоянно видя Украину в войне — скажи, отмечаешь ли ты определенные духовные параллели?
– Определенные параллели я видел еще начиная с 2014 года, когда Россия вторглась на территорию Украины и начались военные действия. Вскоре в Израиле произошли также какие-то события (не помню уже точно, что это было, возможно теракт), которые как бы отвлекали информационное поле с Украины на Ближний Восток. И это было явно не случайно.
А уже 7 октября — кажется, всем понятно, что в этом была замешана и Россия, и Иран. Что эта так называемая «ось зла» — она так явно проявилась, и так явно видно, что Украина и Израиль стоят на передовых позициях, противостоя этому злому давлению. Да, где-то там на фоне есть Европа и Америка, но впереди — Украина и Израиль. И мы здесь очень похожи, и наши ситуации очень похожи. Есть, конечно, и определенные различия — исторические, и не только. Но вот этот духовный напор зла — он явно ощущается.
Так вот, нападение на Израиль в прошлом году произошло явно не без участия России, всё это проявилось в некой дьявольской связке. И поскольку мы, как мессианские евреи, понимаем еврейский вопрос и, являясь мессианской составляющей во всемирном Теле Мессии, мы понимаем, что у Украины и Израиля есть особая связь. В силу исторических предпосылок, — поскольку в Украине жило много евреев, и здесь началось то же хасидское пробуждение (хотя были и определенные темные моменты в отношении наших народов, тем не менее), — сегодняшнее мессианское служение и движение в Украине — оно одно из самых значительных, заметных и влияющих. Также и очень много служителей из Украины, приехавших или репатриировавшихся в Израиль, которые уже начинают влиять в этом служении. В этом видна крепкая параллель.
Поэтому мы сегодня молимся о том, чтобы эта связь усиливалась не только на уровне мессианских служений или открытых, живых евангельских церквей — но мы молимся о том, чтобы и страны, и правительства, и народы в том числе увидели эту взаимосвязь между Украиной и Израилем, поддерживали друг друга и подкрепляли. Чтобы они понимали, что на самом деле мы противостоим одному врагу. Понятно, что какие-то политические события могут нас разделять — что-то дают Израилю, но не дают Украине; голосования в ООН какие-то... Но хочется, чтобы мы по-настоящему соединялись, несмотря ни на что, и я верю, что от этого выиграют обе страны, оба народа, и это усилит оппозицию и противостояние злу.
– Наблюдая за Украиной и Израилем в это военное время, какие ты выносишь уроки? Что полезного можно взять для своей духовной жизни верующему?
– Один из главных уроков — не сдаваться. Конечно, мы живем в таком мире, где всё взаимосвязано, и многое зависит от поддержки партнеров... Но это действительно пример мужества, стойкости и желания бороться за свободу — быть свободной нацией, свободным народом, и не потерять эту свободу.
Израиль сейчас многие вновь увидели таким, каким долгое время не видели (мы же помним и Шестидневную войну, и другие конфликты) — и поняли, что с Израилем нужно быть аккуратным. За последнее время, с учетом всех политических дрязг, казалось, что Израиль размяк и ослаб, но оказалось, что нет — Израиль может собраться воедино и укрепиться. Это, кстати, тоже пример для нас — что Израиль может возродиться снова и снова. И видя то, что Израиль сейчас делает на юге, расчищая его от Хамаса, и как он идёт до конца на севере — это очень важно, потому что полумеры уже не работают. В этом урок для нас — лучше не допускать таких ситуаций, но если уж пришло подобное — нужно идти до конца.
– Как ты чувствуешь, что ждёт в обозримом будущем Израиль и Украину? Почему?
– Ну, делать прогнозы — это, конечно, дело неблагодарное... Но мы не просто занимаемся шапкозакидательством, а верим, что Бог явит какое-то чудо, и то безумие, что происходит здесь, будет остановлено. Понятно, что и народ, и армия, и правительство что-то делают — плохо или хорошо, как получается — но делают всё возможное. И все мы тоже, оставшиеся здесь служить и участвовать во всех процессах — мы верим, что Господь как-то развернёт эту ситуацию. Так обязательно будет. Вопрос только в том, когда.
Сказать, что я настроен совсем уж оптимистично — нет, но надежда есть. Мы делаем и будем делать всё, что в наших силах, чтобы произошел этот перелом и победа. Второй уже вопрос, что будет после победы... Но сейчас нужно остановить эту навалу, эту орду, которая прёт и желает уничтожить всё на своём пути. Это то, что касается Украины.
По поводу Израиля — конечно, немного теряешься в этих событиях, думая: «Это уже последнее время? Или не последнее?» Тем не менее, мы знаем, что Бог вступится за Израиль окончательно, придёт Машиах — всё это будет. Мы надеемся и верим, что Тело Мессии будет расти в Израиле.
– Как и в Украине!
– Да, как и в Украине, конечно. И пока в Украине есть евреи, пока мы здесь есть и пока будет смысл в мессианском служении — надеемся, что будет... Но в Израиле евреи точно есть и никуда не денутся. Мы видим, что в Израиле Божья работа усиливается в этом направлении, общины потихонечку растут, приезжают новые люди и служители, и молодежи становится больше. И я верю, что всё это будет усиливаться. У нас тоже в планах только усиливать эту работу, не останавливаться. Я знаю, что сейчас открылось много возможностей для служения — Европа, Америка... А наша община нацелена на Израиль. Это наше целенаправленное видение, поэтому мы туда и ездим постоянно. Да, многие и молятся за Израиль и служение там, но мы также и вкладываем туда ресурсы — пока только туда — чтобы там, в Израиле, больше двинулось Божье служение.
– Что ты думаешь о Пробуждении? Будет ли оно, нужно ли нам его ждать, или нам следует просто продолжать каждый день делать то, что мы делаем?
– Я думаю, что нужно делать то, что ты можешь, что может рука твоя. А будет или не будет — надо посмотреть :) Когда оно будет — мы не пропустим! Даже ретрит в этом году проходит под девизом «Единство ради Пробуждения». Звучат разные мысли по этому поводу, и понятно, что легче было верить в Пробуждение, когда всё было хорошо, без проблем. То есть, те проблемы, что были раньше, сейчас уже вообще не кажутся проблемами. Но Писание говорит, что тьма покроет землю, и мрак — народы, а над Йерушалаимом взойдёт Свет. Если написано — значит будет.
– И над Йерушалаимом, и над Днепром!
– И над Киевом! Я думаю, если Свет взойдёт над Йерушалаимом, и это будет Свет Машиаха, то он досветит и до Киева, и до Днепра, и до края земли. Конечно, написано, что часть людей ожесточится и будет хулить Бога во время этих событий, но другая часть будет открываться для Господа и Пробуждения.
интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мир Божий вам! «Вот, Я [Господь Бог] приложу ему [Израилю] пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им [в имени Машийаха (Христа)] обилие МИРА и ИСТИНЫ, и возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как в начале, и [Кровью Машийаха] очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и [по их вере в Сына Божьего] прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня.
И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему…
Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его!», и голос приносящих ЖЕРТВУ БЛАГОДАРЕНИЯ в ДОМЕ Господнем [– в Третьем Иерусалимском ХРАМЕ ]; ибо Я возвращу плененных сей земли в прежнее состояние, [– чтобы служить хвалою и жертвами в ХРАМЕ Божьем], говорит Господь…
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином.
В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную [т.е. Сына Давидового – Йегошуа Назарянина], и [Он] будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет СПАСЕН и Иерусалим будет жить БЕЗОПАСНО, и нарекут имя Ему: «Господь — оправдание наше [– Искупитель наших грехов]!»
Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов [в ХРАМЕ Йегошуа Машийаха] не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни возносящем ВСЕСОЖЖЕНИЕ и СОЖИГАЮЩЕМ приношения и совершающем ЖЕРТВЫ [на ЖЕРТВЕННИКЕ всесожжения].
И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в своё время, то может быть разрушен и Завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него Сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими [возносящими ЖЕРТВЫ приношений в ХРАМЕ Машийаха]. Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне [в Третьем Иерусалимском Храме!]…(Иеремии 33:6-22)
СПАСЕНИЕ, МИР и БЕЗОПАСНОСТЬ придёт в землю Израиля (а затем в другие народы) только тогда, когда: «[возвысится] голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его!», и голос приносящих ЖЕРТВУ БЛАГОДАРЕНИЯ в ДОМЕ Господнем [на горе СИОН у холма ГОЛГОФЫ]!» (Иеремии 33:6).
Слово Господа твёрдо и непоколебимо: если Божий народ не встанет теперь и не начнёт делать того, что говорит делать Господь Бог, то ничего и не изменится, – другого пути прекратить войны и кровопролития – нет!
С того самого времени, — когда от седьмого месяца (тишрея) 5788 года с жертвенника всесожжений вознесутся к Господу Богу дым жертв, песни прославления и хвала уст Его народа, — Он проявит великую милость, благодать и благоволение к Израилю и всем тем народам, которые примут участие в построении Дома Божьего, как сказано в Слове Божьем:
«Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о ХРАМЕ этом, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.
И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид ХРАМА [Машийаха], и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его и напиши на глазах у них, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.
Вот закон ХРАМА: на вершине горы [Сион – её холма Голгофы] все пространство его вокруг [где стоял крест распятия и пролилась Его КРОВЬ, и где находится Его могила] – Святое святых. Вот Закон ХРАМА!
И вот размеры ЖЕРТВЕННИКА локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть, ширина в локоть же и пояс по всем краям его в одну пядь; и вот задняя сторона ЖЕРТВЕННИКА.
От основания, что в земле, до нижнего выступа – два локтя, а шириной он в один локоть; от малого выступа до большого выступа – четыре локтя, а ширина его в один локоть.
Сам ЖЕРТВЕННИК высотой в четыре локтя; и из ЖЕРТВЕННИКА поднимаются вверх четыре рога.
ЖЕРТВЕННИК имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины; он четырехугольный на все свои четыре стороны.
А в площадке четырнадцать локтей длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны ее, и вокруг нее – пояс в пол-локтя, а основание ее в локоть вокруг, ступени же к нему – с востока».
И сказал он мне: «Сын человеческий! Так говорит Господь Бог: „Вот уставы ЖЕРТВЕННИКА к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем ВСЕСОЖЖЕНИЙ и для кропления на него кровью.
Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, – говорит Господь Бог, – дай тельца из стада волов в жертву за грех.
И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом; и так очисти его [а не священников] и освяти его.
И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.
А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть ОЧИСТЯТ ЖЕРТВЕННИК так же, как очищали тельцом.
Когда же закончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; и принеси их пред лицо Господа; и священники бросят на них соли и вознесут их во всесожжение Господу.
СЕМЬ дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец – без порока.
СЕМЬ дней они должны очищать ЖЕРТВЕННИК, и освящать его, и наполнять руки свои.
По окончании же этих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на ЖЕРТВЕННИКЕ ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я БУДУ МИЛОСТИВ К ВАМ“», – говорит Господь Бог» (Иезекииль 43:10-27).