Что такое еврейский новый год: три новых года в году

Что такое еврейский новый год: три новых года в году

Old Jewish clock; part of the permanent exhibition at the Great Synagogue, collections of the Hungarian Jewish Museum. Budapest, Hungary. Photo — Krigore, Wikimedia

Приближается библейский новый год, и вам об этом должно быть известно

Очень скоро, буквально на днях, мы войдём в новый библейский год. Вы, наверное, удивились: что, сейчас? В марте? С начала 2021 года прошла всего пара месяцев, а до традиционного еврейского нового года, Рош аШана, ещё полгода, разве не так?

Это правда. Но есть ещё один «новый год», более библейский, чем другие два.

В первый день месяца Авив (или Нисан) Бог сказал Моисею:

«Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года». (Исх. 12:2)

Календари

Вы когда-нибудь задумывались, как странно то, что в большинстве частей мира есть одновременно несколько «новых годов»?

Если пытаетесь понять, о чём это я, позвольте привести один пример.

Два преподавателя заходят в учительскую между уроками в один из майских дней. Один смотрит на другого и говорит: «Ох, этот год пролетел незаметно».

Второй учитель спрашивает: «Школьный год? Или календарный?»

Понимаете, что я имею ввиду?

Есть так называемый «календарный год», который начинается 1 января. А есть школьный или академический год, который обычно начинается в конце августа или начале сентября, в зависимости от того, где вы живёте.

Что мне нравится в этой асинхронности, так это то, что она отчасти... библейская.

Она не библейская в том смысле, что Библия говорит нам начинать обучение в школе в конце лета, а отсчёт дней начинать зимой.

Но в самой Библии говорится более, чем об одном «новом годе». Еврейский народ признаёт и отмечает некоторые из них.

Упомянем три новых начала еврейского календаря и то, почему это важно. Давайте начнём с библейского нового года...

1 Авива/Нисана — 1 месяц

1-е Нисана отмечает начало года для подсчёта месяцев в еврейском году. В Писании упоминаются два названия первого месяца еврейского календаря: Авив и Нисан. В современной еврейской культуре этот месяц обычно называется Нисан. По Григорианскому календарю он совпадает, как правило, с мартом.

В месяце Нисан также начинается цикл из семи главных праздников в Библии. Три праздника из семи выпадают на Нисан. Песах (один из трёх паломнических праздников) начинается 14 Нисана. Праздник Опресноков начинается на следующий день, 15 Нисана. И, наконец, праздник Первых Плодов обычно выпадает через несколько дней после Песаха.

«В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня». (Лев. 23:5)

1 Тишрея — 7 месяц (Рош hаШана)

В современном Израиле 1 Тишрея знаменует начало гражданского года. Этот день обычно называют Рош hаШана, что значит «глава года». Однако в Библии он называется Йом Труа, что значит «День Труб» — это пятый из семи главных праздников.

«Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]». (Лев. 23:24)

Раввинистическая традиция в целом считает 1 Тишрея днём, когда Бог создал Адама и Еву. Обычно этот день приходится на сентябрь.

Это «Новый Год», который отмечается сегодня в Израиле как время благословения друг друга и пожелания друг другу сладкого (как мёд) нового года.

15 Швата — 11 месяц (Ту би-Шват)

15 Швата отмечает в Израиле новый год деревьев. Это уникальный день, в который Израиль радуются Божьему творению и Его обеспечению через природу. Этот новый год не установлен в Писании, но он отмечает время, когда можно есть новые плоды. Ту би-Шват часто начинается в январе или феврале по Григорианскому календарю.

Сезоны цикличны

Мы можем многому научиться из того, как Бог устроил время. Псалмопевец просит Бога:

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». (Пс. 89:12)

Одно из фундаментальных различий между тем, как смотрит на время западный мир, и тем, как рассматривает его Библия и еврейская культура, заключается в том, что западный мир видит и измеряет время линейно — оно идёт от точки А в точку Б. В то же время, библейская и еврейская интерпретации видят время цикличным.

Бытие 1:14 говорит нам:

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

А в Еккл. 3:1 мы читаем:

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом...»

Жизнь и смерть идут циклично. Посев и сбор урожая цикличны. Дождь, солнце, луна, приливы, наши тела, наш сон, работа и даже трудности, через которые мы проходим, — всё это циклично. Даже проблемы, с которыми сталкивается всё человечество и внешне, по плоти, и внутренне, в душе и в духе, цикличны и повторяются в каждом поколении.

Повторяющиеся схемы

Одна из причин, почему я считаю, что Бог создал время цикличным, заключается в том, что каждое поколение, каждый народ, каждая семья и каждый человек могут постоянно приходить к выводу о том, что мир вращается по схеме, указывающей на две вещи.

Во-первых, из всего, что есть благого в мире, мы видим, что сам Бог благ и желает благословить Своё творение Своей благостью. И во-вторых, из всего греховного и разрушительного, эгоизма и насилия, которые проявляются в каждом поколении и в каждой отдельной жизни, мы видим, что человечество нуждается в спасителе — в Мессии.

Согласно еврейской традиции, мы живём в 5781 году, мы недавно отпраздновали Ту би-Шват («Новый год деревьев»), и мы приближаемся к перезагрузке цикла праздников, которая начнётся на Песах.

Но чуть меньше 2000 лет назад, после того, как отцвели деревья и наступил канун Песаха, Божий план по благословению Его творения Его благостью достиг своей наивысшей точки в Иешуа, когда Он отдал Свою жизнь на кресте.

Вечные циклы затмились в тот момент, когда борьба человечества за победу над грехом встретилась с Божьей благостью и искупительным планом восстановления всего.

На каком бы этапе своей жизни вы ни находились, знайте, что этот Иешуа из Назарета — единственный, Кто может разорвать круговорот греха. И Он единственный, кто приведёт вас в круговорот жизни с избытком. Мы вспоминаем об этом, когда празднуем библейский новый год.

Автор — Дастин Геррон / firm.org.il
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!