Жертва в Библии: 5 видов жертвоприношений, совершаемых Израилем

Жертва в Библии: 5 видов жертвоприношений, совершаемых Израилем

Жертвоприношение в Библии 

В Библии говорится о различных жертвоприношениях, которых Бог ожидал от Израиля на регулярной основе. Вы, вероятно, знакомы с жертвой за грех, потому что даже Иисус говорил о ней. Но слышали ли вы о других жертвоприношениях?

Давайте подробнее рассмотрим пять видов жертвоприношений, совершаемых Израилем. Что говорит о них Библия? И актуальны ли они сегодня?

Пять видов приношений Израиля  

В Библии есть 5 видов приношений или жертв, которые Израиль приносил Господу: всесожжение, хлебное приношение, мирная жертва, жертва за грех и жертва повинности.

Каждая жертва служила определённой цели и функции. Важным отличием является то, что всесожжения, хлебные и мирные жертвы были добровольными. В то же время жертвы за грех и жертвы повинности были обязательными.

Каждое приношение состояло из определённых элементов, таких как животные, фрукты или зерно. Эти приношения делились на порции, обычно две или три, причём третья порция оставалась у человека, совершавшего приношение.

1. Жертва всесожжения

Всесожжение — это первое из добровольных приношений, которое совершалось в знак благодарности, поклонения, преданности и обязательства Богу. Но оно также было искуплением непреднамеренного греха.

Израильтяне приносили в жертву быков, птиц, голубей или горлиц, а также баранов без порока. Их мясо и кости полностью сжигались, а шкура отдавалась левитам, которые могли заработать на её продаже.

2. Хлебное приношение 

Вторым добровольным приношением является хлебное приношение, при котором верующий приносил в жертву полевые плоды в виде пирога или печёного хлеба. Хлебное приношение сопровождалось возлиянием вина.

Приношения зерна и напитков выражали благодарность, свидетельствуя о благосклонности Господа, незаслуженной доброй воле и заботе о человеке, приносящем жертву. Священники могли отведать часть этого приношения, но они должны были съесть её в скинии.

3. Мирное приношение 

Третьим добровольным приношением было мирное приношение. Оно включало в себя лучшее и беспорочное животное из стада и различные зерновые и хлебные приношения. Это жертвоприношение выражало благодарность, но также подчёркивало важность сообщества и братства, поскольку за ним следовала общая трапеза.

В отличие от двух предыдущих жертвоприношений, священник получал кусочки животного, которые назывались жертвами «потрясания» или жертвами «возношения». Это связано с тем, что во время церемонии куски животного поднимались или «потрясались» над алтарём. Участники смогли отведать немного из приношения, символизирующего Божье обеспечение.

Жертвоприношения по обету, в знак благодарения и по доброй воле, упомянутые в Еврейских Писаниях (Танахе), были мирными приношениями.

4. Жертва за грех 

Жертва за грех была обязательной, поскольку она искупала грехи и очищала от скверны.

В зависимости от финансового положения человека было пять возможных элементов жертвы за грех. Обычный человек мог принести в жертву козу. Бедные могли принести муку высшего сорта. Тем временем от имени всего собрания в жертву приносился молодой бычок.

Timna Tabernacle Altar of Burnt Offerings. Author — Ori229, Wikimedia, CC BY-SA 3.0

5. Жертва повинности 

Жертва повинности была вторым обязательным приношением, и этой жертвой, в частности, был баран. Израиль приносил жертвы повинности в качестве искупления за непреднамеренные грехи против кого-либо другого, которые требовали возмещения. Это было также очищающее приношение от скверны грехов или физических болезней.

Жирные части, почки и печень приносились в жертву Богу, а те, кто приносил жертву, съедали оставшуюся часть барана снаружи, в скинии.

Стремление Израиля к искуплению через библейскую жертву 

Из всех вышеперечисленных жертвоприношений мы видим, что грех, как непреднамеренный, так и сознательный, требовал искупления. Молиться и просить прощения было недостаточно.

В дни Осенних Праздников, от Рош ха–Шана (Йом Теруа — Праздника труб) до Йом Кипура (День Искупления), еврейский народ в Израиле и во всем мире готовит свои сердца и смиренно предстаёт перед Богом.

Они приходят в покаянии и смирении, надеясь, что Господь примет их приношения. В молитвах и прошении они просят, чтобы их имя было вписано в Книгу Жизни на следующий год.

Как верующие в Иисуса, мы можем быть уверены в прощении и в том, что наши имена вписаны в Книгу Жизни не по нашим делам, а по нашей вере. И нам не нужно просить, чтобы нас вписывали в неё каждый год, поскольку дело Христа было и остаётся окончательным.

«Главная цель человека — прославлять Бога и вечно наслаждаться Им» (Вестминстерский краткий катехизис)

Между библейской жертвой и Божьей благодатью 

Апостол Павел уверяет нас, что Бог, богатый милостью, любил нас, даже когда мы были мертвы в своих грехах, оживотворяя нас вместе со Христом (Ефесянам 2:4-6). И все же, каким-то образом, мы все ещё боремся со своей греховной природой, своими привычками, притяжением этого мира и кознями дьявола.

Грех, пороки и просто старые дурные привычки — штука коварная. Некоторые из них до боли очевидны для нас и огорчают нас до глубины души. Некоторые доставляют беспокойство, а другие, к сожалению, просто принимаются как часть жизни. Например, отвлечение на мирские заботы.

Итак, несмотря на то, что мы уверены в прощении грехов и через веру оправдываемся по благодати, мы можем с легкостью свернуть на обочину. Мы чувствуем стыд или вину и избегаем Бога, пытаясь самостоятельно справиться со своими грехами, слабостями и недочётами.

Мы думаем, что наш грех слишком неприятен и безобразен для Бога. Пребывая в нужде, некоторые взывают о милосердии, но многие думают, что могут взять ситуацию под контроль. Поэтому мы пытаемся справиться со своими проблемами сами.

Именно в это время древний Израиль совершал жертвоприношения в Храме, чтобы искупить свои грехи. У них были указания от Бога, что делать, и верующие следовали им.

Но наши усилия справиться со своей сломленностью стали непосильными. Особенно когда наши беды оставались скрытыми, мы начинали отчаиваться. Какие жертвы мы можем принести Богу сегодня?

Какие «приношения» мы приносим Богу сегодня?  

Писание снова и снова говорит нам — через Иисуса, ветхозаветных пророков, апостолов, — что наши собственные праведные поступки не заслуживают спасения. Вместо этого нас призывают повиноваться заповедям любить Господа всем своим сердцем, разумом и силой, а также любить ближнего, как самого себя.

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Второзаконие 10:12-13). 

Итак, если Бог не хочет жертв, то чего же Господь требует от нас? Пророк Михей утверждает это очень обыденно:

«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8).

Апостол Павел опирался на это и призывал нас приносить свои тела в жертву живую и не подстраиваться под образец этого мира. Это постоянная ежедневная практика. В смирении мы принимаем свои человеческие ограничения и отдаём себя на служение Богу.

Чтобы не соответствовать образцу этого мира, необходимо ежедневно ходить в Дух, желая быть послушными Богу. Мы знаем, что наша плоть потерпит неудачу, но, несмотря на это, у нас есть надежда на Мессию, который будет снисходителен к нам в наших слабостях и падениях.

Нужны ли нам библейские жертвы в наше время? 

В наше время мы возносим свои молитвы, мольбы о помощи и даже просто проливаем слезы. Мы приносим свои извинения, но чувство вины и стыда заставляет нас задуматься, действительно ли этого достаточно… Могут ли наши намерения и сила воли сделать нас чистыми?

Нет. Не наша сила воли и не наша любовь к Богу делают нас чистыми. Напротив, это делает ЕГО любовь к нам. Это в силе Креста.

Священное Писание снова и снова напоминает нам, что только Иисус и то, что Он сделал для нас на кресте, покрывает нас и стирает наши грехи, вину и стыд.

Вы когда-нибудь слышали о термине «двойное знание»? В теологических кругах двойное знание — это знание самих себя, осознание своей вины, отчаяние от своего греховного состояния в сочетании со знанием Бога, Его благодати и сострадания, Его милости и всепрощения.

У вас есть это двойное знание?

Как мы можем обрести эту уверенность? Мы обретаем её, только зная, что Мессия отдал Себя за нас полностью, вплоть до смерти… даже до смерти на кресте, которая является формой казни, предназначенной для преступников (Филиппийцам 2:5-8).

Библейские жертвы Израиля и надежда для всего мира 

В послании к Колоссянам 2:17 говорится, что библейские жертвы Израиля были лишь тенью грядущего, но суть их принадлежит Мессии.

Автор Послания к Евреям призывает нас задуматься о великом даре, который мы имеем в Иисусе, о Его искуплении.

Что кровь тельцов и козлов не может удалить грехи (Евреям 10:4), и что мы были освящены раз и навсегда через принесение в жертву тела Иисуса Мессии (Евреям 10:10).

Благодаря этому мы можем уверенно входить в Святое Место через кровь Иисуса (Евреям 10:19), мы можем быть частью сыновства Иисуса и уверенно называть Бога Отцом, а Иисуса — другом.

«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“ Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Галатам 4:4-7).

Иисус — величайшая жертва в Библии 

Иисус — наш великий первосвященник, который сочувствует нам и понимает наши слабости, поскольку Он, как и мы, был испытан во всех отношениях, но был безгрешен (Евреям 4:15).

Далее автор Послания к Евреям объясняет, что, поскольку Иисус постоянно сохраняет Своё священство, Он может навсегда спасти тех, кто приближается к Богу через Него. Кроме того, Он всегда ходатайствует за них.

«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евреям 7:26-28).

Искупление греха и позора 

Размышления о жертвах, принесённых Израилем, должны восприниматься как приглашение задуматься о великой любви Бога к нам, Его народу.

Вы помните историю об Эдемском саде? Бог ходил с Адамом и Евой в чистоте и святости — мужчина и женщина не знали, что они наги. Но их грех повлиял на их восприятие самих себя, и это привело к стыду.

Возможно, самым печальным стихом в Библии является то, что Бог взывает к Адаму и Еве: «Где ты?» (Бытие 3:9). Конечно, Бог знал, где они находятся, но вопрос «где ты?» указывал на то, насколько они заблудились.

В то же время этот вопрос был приглашением быть найденными. Итак, первым жертвоприношением в Библии был тот случай, когда Сам Бог убил животное, чтобы сделать одежду, прикрывающую наготу Адама и Евы (Бытие 3:21).

В нашем стыде и чувстве вины, когда мы скрываем свой грех, Бог всегда посылает нам приглашение, спрашивая: «Где ты?» Он зовёт нас по имени, чтобы мы вернулись к Нему.

Приближаясь ко Дню Искупления 

Благодаря жертве Иисуса мы не только найдены Богом, но и, более того, воссели с Ним на небесах (Ефесянам 2:6). Бог вновь одевает нас, но уже не в одежду из шкуры животного — мы облачены в Его праведность. Это праведность и добродетели Мессии, которые передаются нам через веру, когда Он взял на себя наши грехи и прегрешения.

«Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Исаия 61:10).

В этот сезон Осенних Праздников давайте откликнемся на призыв Господа, придём к Нему в нашем отчаянии, слабости и грехе. В Йом Кипур, День Искупления, примите Его исцеление и восстановление, чтобы вы могли радоваться Ему и пребывать с Ним без чувства вины или стыда.

Автор — Шарлотт Мачадо / firmisrael.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!