Контекст отрывка 1 Коринфянам 5:6-8, первого из трёх отрывков на тему Песаха в этом послании апостола Павла, заключается в том, что коринфская церковь с гордым высокомерием относилась к присутствию в своей среде человека, совершающего сексуальный грех (5:1-2). Ответом Павла является увещевание церкви принять решительные меры против правонарушителя, изгнав его из церковной общины (стихи 2-5). Однако изгнать неверующего из церкви достаточно просто, но гораздо труднее справиться с грехом в сердцах верующих.
В 1 Коринфянам 5:6 Павел говорит об идее «гордости», выводя некий принцип на основании Песаха. Назвав коринфян «гордыми» (5:2), он снова предупреждает их: «Нечем вам хвалиться» (стих 6). Это замечание указывает на то, что Павел говорит больше не о сексуальном грехе этого законопреступника, а скорее о гордыне церковной общины, которая хвасталась тем, что не изгнала его. Павел продолжает: «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?» (стих 6) Для Павла закваска означала гордость. Во-первых, закваска бродит и заставляет хлеб увеличиваться в объёме, точно так же, как человеческая гордость раздувает человека грехом. И современники Павла, и более поздние иудейские раввины использовали закваску как аналогию гордости [1]. Во-вторых, если Павел пишет незадолго до Песаха, тогда мысль о закваске должна бы быть в центре его размышлений как еврейского верующего (Исход 12:19). Следовательно, использование Павлом темы закваски представляет собою наглядную картину, которая перекликается со временем и обстоятельствами, в которых находится его аудитория.
В отличие от более серьёзного сексуального греха этого законопреступника, грех хвастовства коринфян может быть всего лишь «малой закваской», но она всё равно делает тесто непригодным для Песаха. Суть аналогии в том, что грех гордыни заразил всю коринфскую церковь, что несовместимо с оправданием в Мессии. Павел однозначно верит, что коринфяне спасены и оправданы в Мессии, потому что он называет их «бесквасными» (1 Коринфянам 5:7). Их статус безгрешных, праведных и чистых в Божьих глазах через Мессию является фактом в уме Павла. Но гордые поступки коринфян проистекают из «старой закваски... порока и лукавства» (стих 8), то есть из старой греховной природы. Единственный правильный ответ на это — удалить из своей среды гордость, как еврейский народ удалял закваску из своих домов на Песах.
Во второй половине 7-го стиха Павел объясняет, почему коринфяне являются «бесквасными» и праведными верующими: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». Эта пасхальная жертва больше любого предыдущего пасхального агнца и обеспечивает полное искупление на все времена для всех, кто верит (Иоанна 1:29; 1 Петра 2:24). Коринфяне уже были искуплены кровью Агнца, но их хвастовство возвращает их назад в Египет. Павел повелевает коринфянам обратиться с этого коварного пути и очистить закваску гордыни, что позволит им отпраздновать Песах правильно.
Выдержка из книги «Messiah in the Passover» (Мессия в Песахе)
[1] Еврейский философ Филон, современник Павла, устанавливает эту связь как минимум в двух местах: Об особенных законах и Фрагменты из неопубликованной рукописи в библиотеке французского короля. Согласно Справочнику JPS по еврейским традициям Рональда Л. Эйзенберга: «Раввины считали хамец (закваску) символом злых наклонностей. “Закваска в тесте” (злой порыв, вызывающий брожение в сердце) мешает людям исполнять Божью волю (Берешит 17а). Хамец также олицетворяет человеческие надменность и тщеславие. Как закваска раздувает тесто, так и человеческое высокомерие заставляет нас верить в то, что мы, а не Бог, контролируем свою судьбу». (Ronald L. Eisenberg, «The JPS Guide to Jewish Traditions». Philadelphia: Jewish Publication Society, 2004, 269)
Источник — chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!