Израильтяне и евреи по всему миру были призваны недавно молиться молитвою «Шма», объединиться и просить Бога о милости. Главным местом собрания должна была стать Стена Плача, где и возносились молитвы за заложников и за всю нацию, переживающую глубокую боль и кризис.
Произнесение молитвы «Шма» — это то, что исторически объединяет еврейский народ, и большинство евреев знают ее наизусть с детства. Это отрывок из книги Второзакония 6, начинающийся с еврейского слова «Шма», что означает «Слушай». Вот как он звучит:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
Далее текст продолжается так:
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». (Второзаконие 6:4-9)
«Шма» обычно относится только к первой части отрывка: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими». Подобно тому, как жители христианских стран могут знать и произносить молитву «Отче наш» или обретать чувство единства в совместном произнесении Символа веры апостолов, большинство израильтян знают «Шма» наизусть, и ее произнесение приносит ощущение причастности, а также утешение. Несколько выживших после массового убийства 7 октября рассказали, что они начали ревностно произносить «Шма», когда поняли, что их жизни находятся в огромной опасности, как это было и в годы Холокоста, по пути в газовые камеры.
Эта молитва воспринимается как спасательный круг, как некая горячая линия связи с Богом. Давайте взглянем на неё подробнее.
Шма Исраэль, Господь един
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что слово «Господь» (יהוה, Яхве) упоминается три раза. Думаю, это значимо. Также интересно еврейское слово, переведенное как «един».
Однако это центральное утверждение о единстве Бога является одной из главных причин, по которой евреи с трудом воспринимают Иисуса как Мессию. Как может быть возможно существование Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? Для еврейского слуха это звучит как многобожие и идолопоклонство.
Что означает то, что Господь един?
Еврейское слово «един» — это אחד (эхад), что является корнем слова «один», но также означает «единство». Оно может передавать значение сложного единства, подобно слову «природа», которое является единым понятием, но в то же время включает в себя множественность. Мы видим важность этого слова, когда оно противопоставляется похожему слову: יחיד (яхид), что означает «один как таковой», единственный.
Это сильно повлияло на еврейскую мысль на протяжении поколений, но иудаизм не славится своим энтузиазмом по отношению к богословию и едва коснулся этой темы до Средневековья. В Танахе на самом деле совсем немного богословия. Там много повествований и рассказов, а также многие законы и заповеди, но мало написано о том, во что мы должны верить или как все это осмыслить. Например, написано, что у Соломона было 800 жен, но это не библейское одобрение многоженства! Нам просто рассказываются истории в качестве примеров для размышления и извлечения уроков. Новый Завет в этом плане отличается от Танаха. Первые четыре Евангелия также повествовательные, полные историй об Иисусе, но послания апостола Павла содержат много богословия и объяснений того, что все это значит, во что мы должны верить и как жить соответственно. Говорят, что если христианство в первую очередь касается веры, то иудаизм больше связан с действиями. Дело, а не кредо, если хотите. Так было на протяжении многих веков, но в Средние века, когда произошло столкновение между исламом, христианством и иудаизмом, утверждающими свою точку зрения, развернулись многочисленные дебаты, и из этой эпохи раввин Маймонид (Рамбам) в конце концов сформулировал свои знаменитые Тринадцать принципов веры для евреев, составленные, надо сказать, для того, чтобы отделить иудаизм от веры в Иисуса или мусульманской веры.
Вот тринадцать принципов веры Рамбама, два из которых отрицают божественность Мессии:
- Вера в существование Творца, совершенного во всех аспектах бытия и являющегося Первопричиной всего существующего.
- Вера в абсолютную и несравненную единственность Бога.
- Вера в бестелесность Бога и в то, что Он не подвержен каким-либо физическим явлениям, таким как движение, покой или пребывание.
- Вера в вечность Бога.
- Повеление поклоняться исключительно Богу и никаким ложным богам.
- Вера в то, что Бог общается с человеком через пророчество.
- Вера в первенство пророчества Моисея, нашего учителя.
- Вера в божественное происхождение Торы.
- Вера в неизменность Торы.
- Вера во всеведение Бога и Его промысел.
- Вера в божественное воздаяние и возмездие.
- Вера в пришествие Мессии и мессианскую эпоху.
- Вера в воскресение мертвых.
Если вы верите в Иисуса, как и мы, то, вероятно, согласитесь со многими из этих утверждений. Но есть пара моментов, которые вызывают затруднение: пункты 2 и 3 призваны исключить божественность Иисуса как Мессии, и с этим мы согласиться не можем. Большинство евреев считают, что Бог не может прийти во плоти, потому что так сказал Рамбам. Эти принципы существуют так долго, уже более тысячи лет, что кажутся столь же древними, как Слово Божие. Но это не Слово Божие. Это слова Маймонида, написанные в Средние века. В Танахе содержится много указаний на обратное — на то, что Бог всегда планировал прийти к нам во плоти и неоднократно обещал это в Своем Слове. Об этом мы с радостью рассказываем в нашем служении One for Israel.
Слово «Элохим», означающее Бога в Библии, — это множественное слово. Он говорит в Бытии 1:26: «Сотворим человека по образу Нашему». Более того, три посетителя, явившиеся Аврааму, явно показывают Яхве во плоти (см. Бытие 18), опровергая третий принцип Рамбама о том, что Бог не может пребывать в человеческом или телесном облике. Да, Он может. И Он это сделал.
Единство или единственность?
Другой принцип, с которым мы не согласны, — это второй, где вместо слова אחד (эхад), как написано в «Шма», Рамбам использует слово יחיד (яхид), чтобы подчеркнуть, что Бог является единичным, индивидуальным, единственным. Конечно, мы также утверждаем, что Бог один, но это слово используется, чтобы попытаться опровергнуть веру в Отца, Сына и Духа как Троицу — сложное единство.
Ирония в том, что слово יחיד (яхид) в Библии употребляется только по отношению к людям, таким как Исаак (единственный сын Авраама) и также единственная дочь Иеффая в книге Судей. Что наиболее важно, оно используется в Захарии 12:10 о том, как еврейский народ однажды узнает истину о Мессии!
«И изолью на дом Давидов и на жителей Иерусалима дух благодати и умиления, и они воззрят на Меня, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне [יחיד яхид], горько плакать о Нем, как плачут о первенце» (Захария 12:10).
Таким образом, Рамбам использовал это слово по отношению к Богу, хотя Библия никогда так не делает, кроме этого стиха из Захарии, когда речь идет конкретно о Боге, воплотившемся в личности Иисуса, человеческом существе.
Другая ирония в том, что корень слова יחיד имеет отношение к понятию совместности. יחד (яхад) означает «вместе». Человеческие существа могут быть отдельными и уникальными индивидуумами, но мы состоим из ума, тела и духа, многочисленных конечностей, органов и частей тела, а также бесчисленного множества атомов. Мы тоже являемся сложным единством! Но яхид — это не то слово, которое Библия использует по отношению к Господу Богу, יהוה Яхве. Яхве, как сказано во Второзаконии 6, אחד (эхад) — то же самое слово, которое используется, чтобы описать, как муж и жена становятся единым целым.
Господь трижды упоминается в «Шма»
«Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, Бог наш, ГОСПОДЬ един. И люби ГОСПОДА, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими.»
Словно роняя намек, слово «Господь» (יהוה, Яхве) появляется три раза в «Шма». Это также тот отрывок, который содержится в мезузах на дверных косяках еврейских домов. Чтобы соблюдать наставление «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих», сложилась традиция помещать этот текст на свернутом клочке бумаги в небольшой держатель, прикрепленный к дверным косякам. Их можно увидеть повсюду в Израиле. Обычно на них изображена еврейская буква «Шин», которая выглядит так: ש. Это первая буква «Шма», а также обозначает одно из имен Бога — Эль-Шаддай. Но если вы присмотритесь к этой букве, увидите, что она тоже является выражением триединства!
Слушай, Израиль
Как мы уже говорили, слово «Шма» означает «слушай», поскольку с этого слова начинается текст. Но, несмотря на то, что Талмуд начинается с целого трактата, посвященного времени и способам чтения «Шма», нигде в Писании нам не велено произносить этот библейский отрывок. Совсем наоборот. Нам не приказано его говорить, нам приказано его «СЛУШАТЬ». Слушать и повиноваться ему. «Шма» — не молитва, которую нужно произносить, а заповедь, которой нужно следовать. Мы должны слушать, как Бог произносит ее, а затем претворять в жизнь. Фактически, единственный раз, когда мы видим кого-то, произносящего «Шма» в Библии, — это в Новом Завете, когда Сам Иисус отвечает на сложный вопрос:
«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая есть первая из всех заповедей?
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: „Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею“, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной большей сих заповеди нет» (Марка 12:28-31).
Иисус вышел из еврейского народа, из колена Иудина, и Он также утверждал центральную важность «Шма», как и любой хороший еврей. Но Он упоминает этот отрывок как заповедь, а не молитву. И мне было интересно, что во время церемонии у Стены Плача мы не только произносили «Шма» вместе, но и читали отрывок из Писания, который целиком был о Нём.
Молитва псалмами за Израиль
Главным событием у Стены Плача в тот день была прямая трансляция, чтобы люди могли присоединиться к молитве отовсюду. Собравшиеся прошли через «Шма» и также совместно помолились несколькими псалмами, выражая горькую скорбь нации в это время и призывая Бога о помощи. Мы читали Псалом 129, что было очень уместно:
«Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой.
Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, — более, нежели стражи — утра.Да уповает Израиль на Господа:
ибо у Господа милость и многое у Него избавление.
И Он избавит Израиля от всех беззаконий его».
Были вознесены молитвы о заложниках и обо всех скорбящих и страдающих. Затем был прочитан Псалом 21, тот самый псалом, на который Иисус сам ссылался на кресте, произнеся первый стих: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты оставил меня?» Псалом 21 — мессианский псалом, полный пророчеств о том, что произойдет с Иисусом. Было очень значимо читать этот псалом вместе с евреями, взывающими к Богу в наше время скорби.
Народ Израиля как «прообраз» Страдающего Раба
Вот некоторые стихи из Псалма 21, которые особенно уместны:
"А я червь, а не человек, поругание у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (ст.6-8).
Верующие в Иисуса сразу узнают сцену у креста, но эти слова также являются мощной молитвой для всех, кто страдает от рук жестоких врагов. Еврейский народ испытывает неутихающую ненависть и презрение, даже после самого ужасного нападения со времен Холокоста. Люди из других наций качают головами, насмехаются и презирают, обрушивая оскорбления и требуя гораздо более высоких стандартов поведения — невозможно высоких стандартов — таким образом, как это не применяется ни к одной другой нации. В основе антисемитизма лежит ненависть к Богу и Его закону, а также отвержение Его суверенного избрания Израиля.
Израиль всегда был мишенью для ненависти, а страдания еврейского народа не прекращались. Понятно тогда, что Израиль видит в себе отражение описанного в Исайи 53 известного отрывка о Страдающем Рабе. Несмотря на все споры о том, идет ли речь действительно о Мессии или о народе Израиля, возможно, стоит остановиться и рассмотреть, что в некотором смысле это может относиться и к тому, и к другому. «Раб Господень» в книге пророка Исайи в некоторых местах относится к Мессии, в других — к народу Израиля, а в третьих — к самому пророку Исайе. Требуется некоторое контекстуальное исследование, чтобы определить, о ком именно идет речь. И вот в чем дело: иногда это совпадает. Иногда речь идет не об одном или другом, а эти пророчества могут применяться по-разному и к Израилю, и к Мессии. Иисус — Сын Божий, Помазанник Божий, Который пришел исполнить волю Своего Отца, принеся спасение всем, кто примет Его. Израиль, хотя и в ином смысле, также был избран для целей Божьих — ради блага и благословения всего мира. Так что сатана питает особую ненависть к избранному Богом народу.
«Псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои...» (ст.16)
Снова эти слова рисуют яркую картину того, что произошло во время распятия, но, учитывая географическую реальность, когда мы окружены врагами, которые готовы пытать и убивать при любой возможности, эти слова также имеют большое значение в контексте страданий Израиля. Когда мы собрались у стены, чтобы призвать Бога, большинство все еще слепо в отношении мессианского смысла этого псалма, но истина в том, что Израиль по-прежнему избран Богом. Бог сделал Свой выбор и положил Свою любовь на еврейский народ, чтобы исполнить Свои цели, и Он не оставит их. Даже в неверии в Иисуса, многие израильтяне верят в Бога Авраама, Исаака и Иакова и с верой взывают о Его спасении.
Вместо того чтобы отвергать Израиль за склонность упорствовать против Благой вести (упорство, которое Сам Бог наложил, чтобы Благая весть вышла к язычникам, согласно Послания к Римлянам 11:25), сейчас время проявить сострадание к Израилю и оценить те страдания, которые он пережил от рук мира из-за Божьих целей. Любить Бога всем сердцем, душой и силами означает любить Его пути, Его избранный народ... и даже врагов.
В Писаниях есть утешение в том, что в конце концов все станет известно. Мессия будет признан Своим народом, Израиль будет оправдан среди народов, и земля наполнится славой Божьей, как воды покрывают море. Слышите ли вы это?
«Будут возвещать о правде Его людям, которые родятся, о том, что сотворил Он» (Псалом 21:30-31).
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Достойный труд. Мне нравится выражение Епифания Кипрского, который назвал Бога Единым И единственным.
P.S. Прошу пощения за буквоедство, но Рамбам жил в 12 в. Поэтому ну никак не выходит «более тысячи лет» )
Только Бога человек может называть как ему вздумаеться, но написанно, не единый, а ЕДИН, что значит ЕДИНственный. Един происходит от слова единственный, а не от объеденённый ещё с кем то или с чем то. Интересно что до 325 года нашей эры, был Один Бог Вседержител, а после Никейского собора 325 года, стало три Бога, явно по примеру язычества. Им одного Бога Вседержителя было мало. Мудрости вам.