Незадолго до чудесного Исхода из Египта Бог сказал Моисею, что месяц Песаха будет первым месяцем нового года. То есть, согласно Библии, первый день первого месяца, начало года, приходится на весну.
«Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исход 12:2).
Он не дал этому месяцу название, равно как и дням недели в Книге Бытие. Они были названы просто первый день, второй день и так далее, вплоть до Шаббата. Точно так же месяцы называются первый месяц, второй месяц и так далее. Названия месяцев пришли позже из Вавилона, и сегодня первый месяц еврейского календаря известен как Нисан. Согласно Библии, это настоящий новый год — месяц, когда колена Израилевы стали сообществом веры и весь народ отправился в путь веры с Богом.
А как насчёт Рош аШана?
Сегодня еврейский Новый год (Рош аШана или «глава года») отмечается осенью, в Праздник Труб. В древние времена окружающие народы начинали свой год, согласно сельскохозяйственному календарю, когда выпадали первые дожди. Но, в отличие от других народов, Бог сказал Своему собственному народу, что их расписание организовано по-другому.
Вместо того, чтобы привязать календарь к сельскохозяйственному циклу, Бог начинает год со Своей великой истории искупления, предвещавшего искупление кровью Иисуса на кресте.
Именно в первый месяц, Нисан, весь народ Израиля был спасён от рабства кровью пасхального Агнца. Все они приняли в этом участие с верой, повинуясь Божьему указанию помазать кровью вертикальные и горизонтальные куски дерева вокруг дверных косяков, веря, что смерть пройдёт мимо них, как сказал Бог. Позже кровь Мессии на вертикальной и горизонтальной деревянных досках креста спасла от рабства греха и смерти бесчисленные миллионы людей, которые верят в Его жертву. В то время, как остальной мир был сосредоточен на хлебе, необходимом для выживания, Бог изменил точку опоры, чтобы показать, что наша потребность в искуплении намного выше, чем наша потребность в еде. Жизнь — драгоценность, но вечная жизнь ещё дороже.
Однако, стоит отметить, что идея окончания года осенью не является полностью не библейской. Праздник Кущей, также известный как Праздник Жатвы, описывается дважды как такой, который празднуется в конце года:
«Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою» (Исход 23:16).
«И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» (Исход 34:22).
В то время, как еврейский гражданский Новый год, с определенным пояснением, приходится на осень, Библия говорит, что первый месяц года должен быть весной, это месяц Песаха. В отличие от многих праздников Господних, Бог не повелевает в этом контексте празднование или даже отдых! Тем не менее, всё равно церемониальным главой года является Рош аШана.
Новое начало
Первый день месяца Нисан — это не только начало нового года, на него ещё раз было обращено внимание Моисея, по другому важному поводу:
«И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания» (Исход 40:1-2).
Моисею был показан образец скинии на горе Синай, и работа была завершена к тому времени, как снова наступила Пасха, впервые после самого этого важного события. В годовщину первого месяца первого года, когда впервые был введён календарь, Моисей и израильтяне завершили строительство скинии.
«В первый месяц второго года [по исшествии их из Египта], в первый день месяца поставлена скиния. И поставил Моисей скинию, положил подножия её, поставил брусья её, положил шесты и поставил столбы её, распростер покров над скиниею, и положил покрышку поверх сего покрова, как повелел Господь Моисею» (Исход 40:17-19).
Подобно тому, как в начале Бог распростёр небеса над землёй, Моисею было велено распростереть, растянуть материал шатра над конструкцией скинии. Эта концепция распространения или растягивания — интересное слово, которое можно проследить во всём Писании, когда мы думаем о первом дне первого месяца. Божий процесс творения часто называют распростиранием небес подобно шатру:
«Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Исаия 45:12).
Псалом 103 также развивает метафору Бога, распростирающего небеса, как шатёр, используя образы структуры скинии с натянутым пологом из ткани (см. также Исаия 40:22, 42:5; 44:24; 48:13; 51:13; Иеремия 10:12; 51:15; Захария 12:1). В иврите для этого растягивания или распространения небес используется несколько слов. Некоторые из них (например, слово רָקַע/рака, когда Бог распростирает землю над водами в Псалме 135:6 и небеса над землёю в Иова 37:18) также используются для описания того, как были расположены шерстяные ткани в скинии. Эти же слова описывают херувимов, распростирающих свои крылья над престолом милости и благодати, и людей, протягивающих свои руки в ходатайстве... точно так же, как руки Иисуса были растянуты на кресте, когда Он отдал за нас Свою жизнь, приглашая всех прийти к Нему.
Итак, скиния была установлена, и Божья слава сошла в первый день первого месяца, через год после драматического избавления Израиля. Для избранного Богом народа было положено новое начало со скинией, символизирующей Эдемский сад.
Новое начало, возвращение к тому, как всё должно быть. И для нас открывается новое начало, когда мы получаем дар прощения и очищения через жертву Мессии. Его руки широко распростёрты, предлагая нам спасение.
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17).
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Шалом, дорогие!
Прекрасная статья! Люблю такие, которые заставляют мозги работать усиленно )))
По поводу отрывков Исх.23:16 и Исх.34:22. В первом случае слово переведенное как «конец» в оригинале, насколько я понял, отсутствует. В втором случае — присутствует. Но я бы перевел так (расширенный перевод): «в конце сельскохозяйственного годового цикла».
Второе замечание: «В отличие от многих праздников Господних, Бог не повелевает в этом контексте празднование или даже отдых!»
Ну, как же!
«Трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева» (Пс.80:4,5).
«Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и [возносить там] всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю». (2Пар.2:4)
А тем более, что это особенное новомесячие — первое в году!
Вот по поводу названий месяцев не совсем понял, но в Танахе сказано:
«Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор.16:1).
Мир вам сестры и братья! Действительно, Господь Бог определил только один новый год — от месяца Исхода (Авива) — первого месяца еврейского календаря (теперь он носит название Нисан). И нет в Писании нигде обоснования праздновать новый год осенью, а есть обетование, что в дни построения Третьего Храма еврейский календарь будет восстановлен в истине Божьей и в первый месяц будут праздновать Песах, а в седьмой — Суккот (Иезекииль 45:21,25)