В этом году исполняется 504 года Реформации в Швейцарии, начатой Ульрихом Цвингли в 1519 году. «Эта дата, в не меньшей мере, чем 31 октября 1517 года, — говорит Тимоти Джордж, — может ответить на вопрос: “Когда началась Реформация?”»
Вот девять фактов, которые вам следует знать о влиятельном швейцарском реформаторе.
1. Ульрих Цвингли считается важнейшим реформатором швейцарской Реформации своего времени (и самым важным до прихода Жана Кальвина). Он начал революцию в религиозной мысли Швейцарии, которая шла параллельно с работой Мартина Лютера в Германии. Цвингли писал: «Прежде чем кто-либо в этом регионе услышал о Лютере, я начал проповедовать Евангелие Христа в 1516 году... Я начал проповедовать Евангелие ещё до того, как услышал имя Лютера... Лютер, имени которого я не знал ещё как минимум два года, определённо не учил меня. Я следовал только Священному Писанию».
2. Цвингли родился 1 января 1484 года в восточной части современной Швейцарии. Его отец был достаточно богат, потому он смог получить первоклассное образование и степени бакалавра (1504 г.) и магистра (1506 г.) в Венском университете. После колледжа он был рукоположен в сан священника Римско-католической церкви и служил в Гларусе, церкви своего детства. Там он начал изучать греческий язык и заучивать на память длинные отрывки из греческого Нового Завета.
3. Согласно изданию «Christian History» (История христианства), в эпоху, когда священники часто были незнакомы со Священным Писанием, Цвингли влюбился в него после покупки копии латинского перевода Нового Завета Эразма Роттердамского. Как отмечает Стивен Лоусон, Цвингли начал проповедовать то же послание, которое вскоре провозгласил Лютер. Цвингли написал Шестьдесят семь тезисов (1523 г.), в которых он отверг многие средневековые верования, такие как принудительный пост, церковное безбрачие, чистилище, месса и посредничество священников. Ещё будучи священником, он женился на вдове Анне Рейнхард — за год до того, как Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. По словам Лоусона, всё это произошло ещё до того, как Цвингли услышал о Лютере.
4. Отличительной чертой Реформации было восстановление библейской проповеди. Уникальным вкладом Цвингли был революционный подход к проповеди по библейским книгам. В 1519 году он начал проповедовать по Евангелию от Матфея, этот метод известен как lectio continua. Затем Цвингли продолжил проповедовать разъяснительные проповеди по книге Деяний, Посланиям к Тимофею, к Галатам, 1 и 2 Посланиям Петра, Посланию к Евреям, Евангелию от Иоанна и другим посланиям Павла, прежде чем обратиться к Ветхому Завету, начиная с Псалмов, затем к Пятикнижию и историческим книгам.
5. Цвингли родился всего через пару месяцев после Мартина Лютера, и эти двое стали важными, хотя и неравными, сооснователями движения, которое стало протестантской Реформацией. Швейцарский пастор однажды похвалил Лютера как «того самого Геркулеса... который убил римского вепря», и сказал: «Здесь ты действительно был единственным верным Давидом, помазанным Господом и имеющим подобное оружие». Лютер, напротив, никогда не был высокого мнения о Цвингли. Лютер говорил, что Цвингли «от дьявола», и считал его ни чем иным, как «червивым орехом». Марбургский диспут (1529 г.) был организован, чтобы побудить их прийти к примирению. Хотя два реформатора согласились по 14 из 15 догматов веры, они не смогли прийти к согласию относительно Вечери Господней. Цвингли также был настолько оскорблен тем, что Лютер обращался с ним «как с ослом», что они так и не примирились лично.
6. Как отмечает Шон Майкл Лукас: «Примечательно, что единственной и наиболее важной причиной разногласия между лютеранским движением и движением реформаторов остаётся Вечеря Господня». Корни этого разделения лежат в разногласии между Цвингли и Лютером относительно того, как интерпретировать слова Христа: «Сие есть тело Моё» (Луки 22:19). Лютер настаивал на буквальном толковании, заявляя, что Вечеря Господня содержит реальное присутствие тела Иисуса. Напротив, как объясняет Лукас, Цвингли «верил, что церковь — это тело Иисуса; когда церковь совместно принимает хлеб и чашу, она становится телом Иисуса. Происходит нечто мистическое... но это происходит с людьми, а не с хлебом. Таким образом, “есть” в фразе “Сие есть тело Моё” является скорее символичным, указывая на то, что происходит, когда церковь принимает пищу». Тревин Вакс добавляет: «Политические и религиозные последствия неспособности Мартина Лютера и Ульриха Цвингли прийти к согласию по поводу Евхаристии заложили курс на политический и религиозный раскол, последствия которого длятся почти 500 лет».
7. Цвингли считал, что Библию следует применять во всех сферах жизни и что Евангелие — это нечто большее, чем просто индивидуальное спасение. Он считал, что влияние Христа изменит всю культуру, и хотел продвигать Реформацию через светскую власть. Как сказал Лигон Дункан: «Цвингли... некоторые могли бы назвать его трансформационалистом, кайперианцем. Он верил в то, что власть Бога распространяется на всю жизнь. Не только на личную жизнь, не только на церковную жизнь, но на всё. И он лично постоянно участвовал в политических, экономических и военных дискуссиях и союзах, чтобы всячески проложить путь для Евангелия».
8. В 1531 году Цюрих попытался заставить католические кантоны (отдельные швейцарские государства) принять реформатскую проповедь. Католические силы восстали, что привело к битве при Каппеле, в которой Цвингли был убит. Генрих Буллингер, зять Цвингли и пастор, сменивший его за кафедрой, писал, что Цвингли был найден раненым на поле боя. Когда Цвингли отказался от последнего причастия, которое должен был провести священник, вражеский капитан «вытащил меч и нанёс Цвингли удар, от которого тот сразу же умер». Его враги отрезали ему голову, изрубили тело и сожгли куски, а затем смешали их со свиными кишками, чтобы его останки не могли быть использованы в качестве реликвии. (Лютер в своих «Застольных беседах», предположил, что Цвингли находится в аду: «Я от всего сердца желаю, чтобы Цвингли мог быть спасён, но я боюсь, что всё наоборот; ибо Христос сказал, что те, кто отрекаются от Него, будут прокляты».)
9. Теология Цвингли, также известная как цвинглианство, была преимущественно швейцарским явлением. Несмотря на то, что Цвингли был одним из учредителей Протестантской Реформации, его влияние затмили Лютер (который пережил его) и швейцарские реформаторы второго поколения, такие как Кальвин и Буллингер. Тем не менее, его влияние — особенно на Вечерю Господню, и проповедь на основании Библии, а не Лекционария, — видно сегодня во многих деноминациях. Джон Б. Пейн говорит, что Цвингли «был отцом реформатской традиции, которая распространилась во многих направлениях — по всей Швейцарии и южной Германии, во Франции среди гугенотов, в Голландии, в Англии и Шотландию среди конгрегационалистов и пресвитериан, в Новом Свете среди конгрегационалистов Новой Англии и пресвитерианской, голландской и немецкой реформатских церквей средних колоний».
Автор — Джо Картер / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Другие статьи из серии «9 фактов»:
• Джон Р.Р. Толкин • Светский гуманизм • Ульрих Цвингли • Евангелие процветания • Раввинистический иудаизм • Жан Кальвин • Индуизм (еще 9 фактов) • День Отца • Христианство в Индии • Иерусалим • День матери • День Независимости Израиля • Холокост • Страстная неделя • Рамадан • Международный женский день • Билли Грэм • Пробуждения в Америке • События и открытия 2022 года • Рождественская история • Рождественские гимны (колядки) • Рождество • День Благодарения • Хэллоуин и День Реформации • Христианский флаг • Королева Елизавета II • Викка и современное колдовство • Мать Тереза • Мухаммед • Астрология • Современный сатанизм • Буддизм • Великие (осенние) еврейские праздники • Атеизм • Индуизм • Свитки Мёртвого моря • Свидетели Иеговы • Мормонизм • Традиции Рождества • Молитва в Библии.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Уважаемый автор, вы пишете отличные тексты, хотя я и не со всем согласен. Как и в данном случае. Цвингли не отказывался от «от последнего причастия», как вы написали. Он отказался от КАТОЛИЧЕСКОГО причастия. А это, согласитесь, разные вещи? Он остался до конца верен своим убеждениям (то, чему учил) и почил в вере [евангельской].
Еще мимо чего не могу пройти — «Протестантской Реформации». Нет, когда это просто прилагательное — это допустимо. Но когда это составная часть понятия — это... ну, это как масло масляное. Реформация не может быть другой. Нет, я в курсе, что в западной историографии есть «Католическая Реформация». Но это миф, а точнее, запущенный католиками нарратив. Не было никакой «Католической Реформации», а была Контрреформация, которую по определению ну никак не отнесешь к Реформации.
«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего...» (Рим.12:2).